Зоя Чичикалова
Русская народная сказка как средство развития эмоциональной сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития эмоциональной сферы ребенка и для опоры на нее при решении любых воспитательных задач. Глубокое переживание ситуации, поступка, полученной информации надолго, если не навсегда откладывает отпечаток на восприятие ребенка, корректирует его оценочное суждение (отношение). В традиционной культуре детский фольклор – сказка была не только способом передачи опыта, но и средством влияния на эмоциональную сферу детей. Сказка и сейчас остается в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций универсальным и беспроигрышным воспитательным средством.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Специфика возраста детей-дошкольников позволяет говорить об устойчивом эмоциональном интересе к сказкам. Она выступают «эволюционно апробированным каналом и механизмом трансляции опыта человека в словесной форме», «энциклопедия жизни в социуме» [2, с. 232]. Ребенок способен идентифицировать себя со сказочными героями, испытывать вместе с ними эмоции, которые они проявляют, когда оказываются в условиях, заданных сюжетной линий повествования. Дети получают эмоцию в «чистом виде» – положительную, отрицательную, воспринимают поступки героев буквально как образец для подражания, транслируют их в ближайшей деятельности, даже уже во время прослушивания сказки, при обращении 199 друг другом. И всегда событийная сторона – повод для разговора о собственных воспоминаниях, о пережитом опыте, источник вопросов и вновь переживаний уже по новым поводам.
Поскольку дошкольный возраст предполагает деятельность, преимущественно игровую [3, с. 61–66], как обязательное условие проживания ребенком опыта и «присвоения» уроков этого опыта, то эффективным способом эмоционального развития, создания ситуации переживания положительных эмоций является драматизация сказки, ее воплощение в любой «материализованной» форме. Это может быть или чтение по ролям, или мини-спектакль, или все в комплексе – созданный своими силами мультфильм [5], когда герои сказки сделаны из пластилина руками детей, озвучены их голосами. Особую актуальность такой подход приобретает в случае работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В практике работы автора статьи был опыт создания проекта «Живут в народе сказки…» на базе ГБДОУ «Детский сад № 39» г. Санкт-Петербурга с детьми от 5 до 7 лет.
Сказочная тематика была определена как базовый материал проекта в силу ее специфики, указанной выше и также актуальности для детей с ОВЗ: работа над текстами сказок расширяет словарный запас детей, помогает строить диалоги, влияет на развитие связной речи. Чтение сказок развивает речь, мышление, воображение ребенка, доставляет массу положительных эмоций, формирует чувство своей успешности. Кроме того, в процессе работы над образом своего персонажа ребенок практикуется в двигательном и эмоциональном контроле, у него формируются высшие психические функции, идет осознание и усвоение социальных норм поведения.
Приобщение дошкольника к театрализованной деятельности предполагает использование игровых приемов, ситуаций с элементами театрализации, малых фольклорных форм, упражнений дыхательной гимнастики. Также используется импровизация. Ее обязательным компонентом является художественное воображение. Одновременно с воображением у ребенка развиваются сенсорные способности, образное мышление, эмоциональная сфера.
Несмотря на групповую форму работы над сказкой в силу специфики детей работали практически индивидуально с каждым из «актеров». Несколько раз перезаписывали «голоса» героев мультфильма, добивались выразительности и активного включения ребенка в процесс, чтобы он действительно почувствовал себя своим персонажем, действовал от его имени, вышел за пределы обычного восприятия своей ситуации и смог «прожить» чужой опыт, обогащая свой.
При съемке мультипликационного фильма применялась самая простая техника – перекладка. Но, тем не менее, она также требовала постоянного контроля со стороны детей, чтобы в кадре не было «прыжков» между кадрами, «дрожания», несоответствия движений героев и их реплик. Такой контроль не мешал процессу создания художественного произведения – спектакля. Напротив, сравнение, прослушивание записи голоса помогало детям точнее понять интонацию, значение слова, его эмоциональную окраску в конкретной ситуации, тем самым передать особенности характера каждого персонажа и, в конечном итоге, разобраться в понимании мимики, эмоции другого человека, своего сверстника и взрослого – педагогов. Поэтому основное внимание при решении задачи развития эмоциональной сферы детей уделялось именно озвучиванию фильма. Отрабатывали с детьми выразительность речи, темп и тембр голоса, соответствие голоса, его громкости и выразительности характеру героя.
Результат, который можно оценить при проведении диагностических методик, впечатляет, подтверждает эффективность выбранных содержания и формы работы. Но еще более вдохновляет на дальнейшую работу в выбранном направлении настроение детей, их эмоциональный подъем, более внимательное и грамотное отношение к детям с ОВЗ со стороны родителей, которые открыли в своих детях дополнительные способности.
Список литературы:
1. Аромштам М. С. Дети смотрят мультфильмы: психологопедагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. 201
2. Глазкова С. Н., Герберсгаген Э. С. Сказочные ремейки : вред или польза? // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2017. Т. 8. № 8. С. 231-236.
3. Горбунова О. Ф., Дорофеева Т. А. Особенности игры в современной детской субкультуре // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 1 (4). – С. 61–66.
4. Золотова А. С., Сулейманова Ф. М. Роль мультфильмов в воспитании детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 172-173
5. Мелихова Е. А. Развитие речи и творчества детей в процессе создания мультфильмов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 4. – С. 2288–2290.
6. Шакирова Е. В. Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // МААМ: Международный образовательный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-skazka-kaksredstvo-razvitija-yemocionalnoi-sfery-detei-dosh-kolnogovozrasta.html.