Юля Васильева
Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа) Воспитатель: Васильева Ю. В.
Тема НОД: «Русская народная игрушка - матрешка».
Цель:
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Русская народная игрушка — матрёшка“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.
•Закрепить порядковый счет до 5 .
•Упражнять в отгадывании загадок
Развивающие:
• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
•Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. •Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
•Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.
Интеграция областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал: Деревянная игрушка матрёшка, мультимедийная установка, силуэты матрёшки, мольберт.
Раздаточный материал:
• Листы с изображением матрешки.
• Штампы, салфетки, краски для штампования.
1. Сюрпризный момент. Вступительная часть.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята.
Посмотрите сколько к нам пришло сегодня гостей, давайте поздороваемся.
(Здравствуйте)
А теперь чтобы у нас было хорошее настроение мы возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Присаживайтесь на стульчики. Ребята,сегодня я получила посылку. Посмотрите какая она расписная, ну, а чтобы её открыть нужно отгадать загадку и мы узнаем, что внутри.
Загадка
Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)
Воспитатель: - Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку из коробки, все дети внимательно её рассматривают.
-Давайте посмотрим, что в середине нашей Матрешки находится.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех!
Дети рассматривают, любуются матрешками.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно и ответьте на вопрос, все матрёшки одинаковые (Нет) А чем они отличаются (Размером (большие, маленькие, цветом). Сколько всего Матрешек у меня на столе? (дети считают).
Воспитатель:- Как вы думаете, для чего мастера сделали эту игрушку
матрёшку? (Играть)
Давайте поиграем в игру "Собери матрёшку". Но сначала я хочу вас познакомить с наиболее узнаваемые матрёшками в России. Это Семёновская матрёшка (показ, она в ярком платке и в фартуке на котором изображены красные букеты цветов. А это ребята, Загорская матрёшка (показ, она в белой рубахе и в ярком сарафане. В руках у неё всегда : петушок, платочек или корзинка.
Предлагаю вам ребята собрать Семёновскую и Загорскую матрёшку пазлы.
Два стола :дети делятся на две команды и выполняют задания.
Воспитатель -Молодцы ребята присаживайтесь на свои места.
2. Основная часть.
-А хотите узнать, как появилась русская матрёшка. (Да)Садитесь поудобнее, смотрите на экран и послушайте мой рассказ.
Просмотр презентации.
Включается Русская народная музыка,входит Матрёшка.
Воспитатель. - Ребята,кто это пришёл к нам в гости? (Матрёшка).
-Посмотрите какая она красивая,какой у неё наряд. Ну что-то с ней не так, посмотрите (она грустная).
-Здравствуй красавица Матрёшка, почему ты такая печальная?
Матрёшка : Здравствуйте ребята, беда у нас! У наших мастеров все краски закончились, я та вот какая красивая, нарядная, а мои подружки (плачет, на их фартуки краски не хватило. Я пришла к вам за помощью.
Воспитатель. Ребята мы можем помочь Русской Матрёшки (Да) А как? (Раскрасим)
-Не печалься Матрёшка, посмотри у нас тоже есть своя мастерская, и мы с удовольствием тебе поможем! Правда (Да)
-Ребята, но прежде чем мы с вами начнём работу, давайте вспомним правила поведения за столами. (Не выкрикивать, не толкаться, работать аккуратно, чтобы не испачкать краской товарища) А для чего нам салфетки?
-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрешку. Проходите за столы девочки, а теперь мальчики.
- Давайте подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!
Воспитатель: У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек. Каждому из вас нужно будет украсить для матрешки фартук. Украшать фартуки вы будете с помощью штампов. (Показ воспитателя способа штампования на мольберте.)
Дети рисуют под музыку «Как под яблонькой».
Воспитатель:. Какие красивые, веселые матрешки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).По окончанию дети рассматривают работы.
Матрёшка : Ребята! Вы все очень постарались! Я очень рада! Теперь мои подружки матрёшки очень красивые. Молодцы!
-А хотите с Матрешкой потанцевать (Да).Вставайте в хоровод.
Встают в хоровод:-«Мы веселые матрешки» физминутка
(Дети садятся на свои места)
Матрёшка : Благодарит детей за помощь, дарит корзину с яблоками.
Под музыку уходит.
3. Итог-рефлексия:
Воспитатель: Ребята, какая русская, народная игрушка, является символом России? Дети: (Матрешка)
Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: (Вырезают из дерева.) А сколько сегодня было деревянных матрёшек у меня на столе (Пять). А что ещё интересного мы делали? в какую игру мы играли? (Собирали пазлы, Семёновскую и Загорскую матрёшку).
Воспитатель: - А кем мы были сегодня (Мастерами) ,а что мастера делали? (расписывали фартуки).
Воспитатель: Матрешки получились красивые, весёлые. Вы, ребята, постарались, работали как настоящие мастера. Я думаю,что из нашего занятия сегодня вы узнали много интересного и полезного. Большое вам спасибо. Давайте скажем всем гостям до свидания!