Ольга Токарева
Музыкальная гостиная «Когда горят рождественские свечи»
Когда горят рождественские свечи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Центр развития ребенка
ДЕТСКИЙ САД №11
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
«КОГДА ГОРЯТ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЕЧИ»
«Когда горят рождественские свечи».
Музыкальная гостиная.
Задачи:
- формировать умение вслушиваться в музыку
- учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения
Публикация «Музыкальная гостиная „Когда горят рождественские свечи“» размещена в разделах
- эмоционально откликаться на него, передавать характер музыки через движение
- расширять музыкальный кругозор
- воспитывать культуру общения во время совместной деятельности
- пополнять словарный запас детей.
Дети под музыку А. Вивальди «Зима» заходят в украшенный зал. Рассаживаются.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие! Гости желанные, долгожданные!
За окном зимушка – зима, а мы собрались в нашей гостиной, что бы снова поговорить о музыке.
Музыка зимы необычна. В ней так много сказочного и загадочного.
И сейчас, в рождественские вечера происходят чудеса. Давайте мы с вами вспомним, что же это за праздник – Рождество.
Ответы детей.
Ведущий:
Больше двух тысяч лет назад родился необыкновенный младенец – Иисус, сын Божий.
То было времена чудес,
Сбывались все слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал –
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял,
И загремел по Палестине
Глас вопиющего в пустыне…
Мей Лев.
Он пришел для того, что бы научить людей любить друг друга, принес с собой в этот мир любовь, доброту, красоту, правду.
Вы знаете, что Господь сотворил все, что нас окружает: вселенную, землю, солнце, месяц, планеты, моря и океаны, горы и равнины, животных, птиц, насекомых. Но венцом его творения стал человек. Каждый человек индивидуален. Каждый человек прекрасен и талантлив по-своему.
Одному человеку Господь дал огромный талант сочинительства, вручил в руки перо и пророчил быть ему поэтом или писателем. Благодаря таким людям, мы имеем возможность читать рассказы, сказки, стихи. Но читать стихи не просто. Для этого то же нужен талант. И среди вас, дети, есть талантливые чтецы. И мы с вами сейчас услышим замечательные стихи о зиме.
Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Александр Пушкин
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Сергей Есенин
«Берёза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
А есть и такие люди, которые с помощью семи маленьких значков способны сочинять музыку. Давайте вспомним, как называются эти волшебные значки?
Ответы детей.
Правильно, дети, это ноты. Свои переживания, мысли, чувства, свое настроение эти люди способны передавать чарующими звуками мелодий. Таких людей мы называем композиторами.
Я предлагаю вам сейчас послушать произведение знаменитого русского композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Святки». Оно расскажет нам о том, как эти замечательные зимние праздники праздновали люди в старину.
Слушание: «Святки» П. И. Чайковский.
Ведущий:
Расскажите, что же вы услышали в этой музыке? О чем она вам поведала?
Ответы детей.
Ведущий:
Какие вы молодцы! Как много интересного рассказала вам музыка. Верно, ребята, Святки – это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые ходили из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. Их одаривали подарками и угощениями.
Заключительная пьеса из цикла – «Святки» - имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Музыку вальса можно слушать, а можно под него танцевать. Этот вальс медленный, грациозный, задумчивый, мечтательный, зимний. И немножко грустный. Ведь всегда немного грустно, когда сказка подходит к концу.
Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если соединить вместе музыку и слова? Что же получится?
Ответы детей.
Ведущий:
Умницы! Конечно же – песня. Сейчас мы с вами услышим замечательную песню, которая называется «Госпожа метелица». Слова и музыку написала Н. М. Куликова.
Песня «Госпожа Метелица»
Ведущий:
Как красиво исполнили песню ребята. А теперь давайте заглянем в зимний лес.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Звучит музыка Вивальди «Зима»
Как красива музыка итальянского композитора А. Вивальди. Как многолика его зима. В ней уживается все: королевская стать и простота, строгость и озорство, властность и великолепие.
За окном морозно и ветрено. Ранние сумерки растворяют остатки недолгого дня. Зима как бы держит нас на расстоянии, испытывая длинными ночами, метелями да ветрами, упрямым безмолвием и цветовой монотонностью. Слушая вьюжную песню, представляем зиму в образе Снежной Королевы – из холодных льдинок, колючих снежинок. Суровую, недоступную, злую.
Но вот выглянуло солнышко, снег блестит и поскрипывает, и зима уже похожа не на Снежную Королеву, а на девочку Снегурочку – ласковую и приветливую. Представьте себе зимнюю полянку, а на ней закружилась в танце красавица Снегурочка со своими подружками – снежинками.
Танец Снежинок.
Ведущий:
Очень красивый танец станцевали нам снежинки. Ведь и у них есть замечательный талант – умение танцевать. И кажется, что сама метель ворвалась к нам, а вместе с ней появилась и сказка.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Баба Яга»
В зале появляется сама Баба Яга.
Баба Яга:
Здравствуйте, детишки. Не пугайтесь, я к вам на огонек залетела. На улице метель разыгралась. Замерзла я, стара стала.
Ведущий:
Да ты, бабушка, присаживайся, отдохни, отогрейся, послушай с нами музыку.
Дети и Баба Яга слушают «У камелька»
Баба Яга:
Какая замечательная музыка, Как хорошо у вас здесь, тепло, уютно.
Ведущий:
Сегодня такой волшебный вечер. Мы с ребятами говорим о разных талантах, которыми наделил людей Господь. А у тебя есть талант?
Баба Яга:
Как не быть? Конечно, есть! Да еще какой! Я загадки загадывать умею. Да не простые. Я с детства музыку люблю. Много инструментов музыкальных знаю. Вот я вам сейчас загадки про них и загадаю. А что бы их отгадать, тоже не малый талант нужен.
1. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет – заливается.
Как называется?
(Скрипка)
2. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь)
3. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он греми –
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
4. Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси.
У нее лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень»
(Балалайка)
5. Расскажу тебе, дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
(Дудочка, флейта, свирель)
Ведущий:
А у нас есть музыканты – настоящие таланты.
Вы скорее выходите, инструменты все берите.
Будем с вами мы играть и народ весь удивлять.
Оркестр детских музыкальных инструментов «Полька» И. Стравинский.
Баба Яга:
Уж удивили, так удивили! Действительно, одни таланты кругом.
Спасибо вам, детишки, за доброту и ласку. Метель утихла. Пора мне в лес возвращаться. До встречи, ребята.
Баба Яга «улетает» на помеле.
Ведущий:
Вы знаете, ребята, есть такие люди, которые могут своими руками создавать настоящие шедевры. Им Бог вложил в руки карандаши, кисти, бумагу, холсты. Они стали художниками, скульпторами. Посмотрите, в нашем зале настоящий вернисаж, созданный руками наших маленьких, но уже талантливых художников.
Дети рассматривают работы, выполненные ребятами детского сада.
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша встреча. Пускай любовь и доброта всегда живут в ваших сердцах. Ведь любить – это самый великий талант, завещанный людям.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Центр развития ребенка
ДЕТСКИЙ САД №11
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
«КОГДА ГОРЯТ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЕЧИ»
«Когда горят рождественские свечи».
Музыкальная гостиная.
Задачи:
- формировать умение вслушиваться в музыку
- учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения
- эмоционально откликаться на него, передавать характер музыки через движение
- расширять музыкальный кругозор
- воспитывать культуру общения во время совместной деятельности
- пополнять словарный запас детей.
Дети под музыку А. Вивальди «Зима» заходят в украшенный зал. Рассаживаются.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие! Гости желанные, долгожданные!
За окном зимушка – зима, а мы собрались в нашей гостиной, что бы снова поговорить о музыке.
Музыка зимы необычна. В ней так много сказочного и загадочного.
И сейчас, в рождественские вечера происходят чудеса. Давайте мы с вами вспомним, что же это за праздник – Рождество.
Ответы детей.
Ведущий:
Больше двух тысяч лет назад родился необыкновенный младенец – Иисус, сын Божий.
То было времена чудес,
Сбывались все слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал –
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял,
И загремел по Палестине
Глас вопиющего в пустыне…
Мей Лев.
Он пришел для того, что бы научить людей любить друг друга, принес с собой в этот мир любовь, доброту, красоту, правду.
Вы знаете, что Господь сотворил все, что нас окружает: вселенную, землю, солнце, месяц, планеты, моря и океаны, горы и равнины, животных, птиц, насекомых. Но венцом его творения стал человек. Каждый человек индивидуален. Каждый человек прекрасен и талантлив по-своему.
Одному человеку Господь дал огромный талант сочинительства, вручил в руки перо и пророчил быть ему поэтом или писателем. Благодаря таким людям, мы имеем возможность читать рассказы, сказки, стихи. Но читать стихи не просто. Для этого то же нужен талант. И среди вас, дети, есть талантливые чтецы. И мы с вами сейчас услышим замечательные стихи о зиме.
Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Александр Пушкин
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Сергей Есенин
«Берёза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
А есть и такие люди, которые с помощью семи маленьких значков способны сочинять музыку. Давайте вспомним, как называются эти волшебные значки?
Ответы детей.
Правильно, дети, это ноты. Свои переживания, мысли, чувства, свое настроение эти люди способны передавать чарующими звуками мелодий. Таких людей мы называем композиторами.
Я предлагаю вам сейчас послушать произведение знаменитого русского композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Святки». Оно расскажет нам о том, как эти замечательные зимние праздники праздновали люди в старину.
Слушание: «Святки» П. И. Чайковский.
Ведущий:
Расскажите, что же вы услышали в этой музыке? О чем она вам поведала?
Ответы детей.
Ведущий:
Какие вы молодцы! Как много интересного рассказала вам музыка. Верно, ребята, Святки – это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые ходили из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. Их одаривали подарками и угощениями.
Заключительная пьеса из цикла – «Святки» - имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Музыку вальса можно слушать, а можно под него танцевать. Этот вальс медленный, грациозный, задумчивый, мечтательный, зимний. И немножко грустный. Ведь всегда немного грустно, когда сказка подходит к концу.
Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если соединить вместе музыку и слова? Что же получится?
Ответы детей.
Ведущий:
Умницы! Конечно же – песня. Сейчас мы с вами услышим замечательную песню, которая называется «Госпожа метелица». Слова и музыку написала Н. М. Куликова.
Песня «Госпожа Метелица»
Ведущий:
Как красиво исполнили песню ребята. А теперь давайте заглянем в зимний лес.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Звучит музыка Вивальди «Зима»
Как красива музыка итальянского композитора А. Вивальди. Как многолика его зима. В ней уживается все: королевская стать и простота, строгость и озорство, властность и великолепие.
За окном морозно и ветрено. Ранние сумерки растворяют остатки недолгого дня. Зима как бы держит нас на расстоянии, испытывая длинными ночами, метелями да ветрами, упрямым безмолвием и цветовой монотонностью. Слушая вьюжную песню, представляем зиму в образе Снежной Королевы – из холодных льдинок, колючих снежинок. Суровую, недоступную, злую.
Но вот выглянуло солнышко, снег блестит и поскрипывает, и зима уже похожа не на Снежную Королеву, а на девочку Снегурочку – ласковую и приветливую. Представьте себе зимнюю полянку, а на ней закружилась в танце красавица Снегурочка со своими подружками – снежинками.
Танец Снежинок.
Ведущий:
Очень красивый танец станцевали нам снежинки. Ведь и у них есть замечательный талант – умение танцевать. И кажется, что сама метель ворвалась к нам, а вместе с ней появилась и сказка.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Баба Яга»
В зале появляется сама Баба Яга.
Баба Яга:
Здравствуйте, детишки. Не пугайтесь, я к вам на огонек залетела. На улице метель разыгралась. Замерзла я, стара стала.
Ведущий:
Да ты, бабушка, присаживайся, отдохни, отогрейся, послушай с нами музыку.
Дети и Баба Яга слушают «У камелька»
Баба Яга:
Какая замечательная музыка, Как хорошо у вас здесь, тепло, уютно.
Ведущий:
Сегодня такой волшебный вечер. Мы с ребятами говорим о разных талантах, которыми наделил людей Господь. А у тебя есть талант?
Баба Яга:
Как не быть? Конечно, есть! Да еще какой! Я загадки загадывать умею. Да не простые. Я с детства музыку люблю. Много инструментов музыкальных знаю. Вот я вам сейчас загадки про них и загадаю. А что бы их отгадать, тоже не малый талант нужен.
1. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет – заливается.
Как называется?
(Скрипка)
2. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь)
3. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он греми –
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
4. Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси.
У нее лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень»
(Балалайка)
5. Расскажу тебе, дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
(Дудочка, флейта, свирель)
Ведущий:
А у нас есть музыканты – настоящие таланты.
Вы скорее выходите, инструменты все берите.
Будем с вами мы играть и народ весь удивлять.
Оркестр детских музыкальных инструментов «Полька» И. Стравинский.
Баба Яга:
Уж удивили, так удивили! Действительно, одни таланты кругом.
Спасибо вам, детишки, за доброту и ласку. Метель утихла. Пора мне в лес возвращаться. До встречи, ребята.
Баба Яга «улетает» на помеле.
Ведущий:
Вы знаете, ребята, есть такие люди, которые могут своими руками создавать настоящие шедевры. Им Бог вложил в руки карандаши, кисти, бумагу, холсты. Они стали художниками, скульпторами. Посмотрите, в нашем зале настоящий вернисаж, созданный руками наших маленьких, но уже талантливых художников.
Дети рассматривают работы, выполненные ребятами детского сада.
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша встреча. Пускай любовь и доброта всегда живут в ваших сердцах. Ведь любить – это самый великий талант, завещанный людям.