Екатерина Костомарова
«Петриковская роспись». История росписи
▼ Скачать + Заказать документы
Образцы живописи стали известны благодаря работе Д. И. Яворницкого, Е. К. Эвенбах; развивалась в виде настенной живописи (в начале XX столетия в связи с возросшим спросом на настенную роспись делали также бумажные «малёвки» для оформления интерьера, декора предметов быта (сундуки, народные инструменты, сеялки, сани, особенно развилась декоративная роспись по дереву, подлаковая роспись, надглазурная и подглазурная роспись фарфора, воссоздана технология росписи стекла, современные мастера расписывают рушники и блузы из ткани, кошельки из кожи; сформировалась как самостоятельный вид станковой декоративной графики и широко распространилась как художественная школа.
Публикация «„Петриковская роспись“, История росписи» размещена в разделах
Своё название получила благодаря одарённости жителей села Петриковка, сельского учителя Стативы Александра Федосеевича (1898—1966, организатора петриковской школы декоративного рисования (1936—1941 годы) в которой преподавала Татьяна Акимовна Пата и её дочь Векла Кучеренко. Среди наиболее известных мастеров петриковкской росписи можно выделить — Пату Татьяну Акимовну (1884—1976, Белоконь Надежду Аврамовну (1894—1981, Павленко Прасковью Николаевну (1881—1983, Ярину Ульяновну Пилипенко (1893—1979, Пелагею Ивановну Глущенко (1908—1983, Веру Клименко-Жукову, Зою Валентиновна Кудиш (1925—1998, Тамару Кудиш, Веру Ивановну Павленко (1912—1991, Галину Ивановну Павленко-Черниченко (1919—2008, Фёдора Саввич Панко (1924—2008, Василия Ивановича Соколенко (род. 1922, Марфу Ксенофонтовну Тимченко (1922—2002, Евдокию Яковлевну Клюпа (1921—1995, Анну Николаевну Самарскую (род. 1941, Нина Ивановна Турчин (род. 1941) — и всех их многочисленных учеников, деятельность которых и привела к возрождению и всестороннему развитию этого искусства.
Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко. Разнообразие колористических и композиционных решений, применяемых материалов и техник.
Может быть выполнена цветными глинами, растительными красителями, анилиновыми, масляными, акварельными, акриловыми красками, темперами, гуашью, с добавлением яичного желтка, молока, спирта, самодельными (особенно из кошачьей шерсти) и фабричными кисточками, а также пальцами, пипетками, камышовыми палочками, на светлом, цветном или чёрном фоне, часто у каждого мастера собственный почерк, подход к стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи.