Елена Пташинская
Консультация «История Хохломской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
История Хохломской росписи.
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей стороне
Житье пребогатое:
Серебряные листья,
Цветы золотые.
(русская народная песня)
Художественная роспись.
Публикация «Консультация „История Хохломской росписи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и красках её красоту, но и создали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски выполненные к ним относится и «хохлома».
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Знакомый трёхпалый, мохнатый листок, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она – маленькая капелька лесной сладости – земляничка.
Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертание листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
В природе никогда никакая форма и цвет не повторяются с точностью, а хоть бы чуть-чуть отличаются. Лист земляничи может быть большим и маленьким, а ягодки – более круглыми или продолговатыми. Цвет пока они растут всё время меняется – от белого, розового до ярко-красного и густо-малинового. Вот и получается что на одном и том же кустике ты видишь разные формы, разного размера и цвета ягоды и листья. Искусство хохломских художников отразило и эту их изменчивость.
Хохломские изображения декоративны – они в самом общем виде предают красоту живой природы. Эти орнаменты – украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.
Узор из цветов, трав, ягод называется РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ. Хохоломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохоломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них – «ТРАВЯНОЙ ОРНАМЕНТ»; или просто «ТРАВКА». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком. «ТРАВКА» отдаленно напоминает жительницу заливных лугов – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «ОСОЧКА».
Травка обычно пишется красным и черным цветом. Ее основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и они ложатся плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «ПРЯНИК». Он состоит из ромба с розеткой. Вокруг ромба вихрятся травки. Узор из одиночных травинок, бегущих по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «РЫЖИКОМ», а кустик трав, исходящих из одного центра по кругу, образуют розетку.
Все линии в росписях выполнены без предварительного рисунка, - это красочные мазки, они легки, изящны и подвижны.
Но хохоломские мастера работают не только кистью. Частые цветы, расположенные по кругу, наносятся трафаретом или штампиком. Штампики изготавливают из дерева или фетра.
«ТЫЧКОМ» или «ЛЯПУШКОЙ» называют хохоломские художники кусочек овечьей шерсти, обмотанной вокруг палочки, или гриб-дождевик. Обмакнув «тычок» в краску, наносят горошины-ягоды, основу цветка, прозрачные спиральки. Выполняется роспись масляной краской.
Хохломские росписи украшают предметы-чаши, ковши, стаканчики, вазы, округлые тулова, которых как бы саамы подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорили: роспись подчинена форме предмета.
Мастера расписывали бытовые предметы – мебель, посуду, домашнюю утварь. Никто не относился к ним как к произведениям искусства, хотя всегда ценили их красоту и нарядность.
Состарившаяся утварь заменялась новой, поэтому до нашего времени дошло очень мало старинной «хохоломы». Она бережно хранится в государственных музеях – художественных, исторических, краеведческих. Самым древним из них более 200 лет.
Создатели этих предметов – крестьяне заволжских деревень Нижегородской губернии (ныне Горьковской области). Селившиеся среди густых лесов по берегам Керженца, Ветлуги и других небольших притоков Волги.
Волжские крестьяне – и те, что жили на «горах» - на высоком правом берегу, и те, что в «лесах», - издавна занимались разными ремеслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны. Крестьяне Ковернинского района прославились своей деревянной посудой. В одних селах посуду вытачивали, а в других – расписывали.
Хохлома – большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии.
Встречаются два вида хохломской росписи.
В первом цветной орнамент выступает на золотистом фоне, во втором на цветную поверхность нанесен золотой узор.
В первом случае роспись называется верховой : художник поверх посуды пишет травки; ягодки и другие мотивы. После лачки и закалки посуда становится золотистой, и узор идет поверх золота фона.
Во втором случает роспись сложнее, и называется она фоновой. Художник черной и красной краской рисует на посуде контуры будущего золотого узора – кудрину, ягодки, листики, рыбок. Затем этим же цветом закрашивает оставшуюся поверхность.
Раньше красильни принадлежали либо мастеру, который работал вместе с членами своей семьи и нанятыми учениками и подмастерьями, либо скупщику. Трудились красильщики с раннего утра и до позднего вечера. Писали, в основном, мужчины, а мальчики учились красильному делу с 10 лет. В той же избе, где они работали, варили олифу, сушили расписные предметы, готовили на огне «ПОЛУДУ».
В 1918 году было более двадцати красилен, открыли школу художественной обработки дерева, в которой, стали учителями опытные токари и красильщики, приглашенные из сел Ковернинского района. Профессиональный художник Г. П. Матвеев возглавил школу. Обучение новых мастеров росписи длилось 3 года. Вначале они повторяли образы, сделанные лучшими мастерами-художниками. Ученикам надо было «поставить руку», только после этого им разрешалось придумывать орнаменты и расписывать им предметы.
Работы школы получали награды на московских всесоюзных сельскохозяйственных выставках, и на всемирной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году, и была присуждена золотая медаль. Этот музей и школа существуют и поныне. Каждый год из нее выходит 40-60 мастеров хохломской росписи.
Существует две шкjлы росписи – Семеновской и Ковернинской (сёминской) хохломы.
КОВЕРНИНЦЫ любят свободные кистевые мазки, живописные травяные орнаменты. Деревенские жители, они чаще пишут дары поля и леса, в их узорах много непосредственных наблюдений и живой силы.
СЕМЁНОВЦЫ – виртуозы изящной линии и сложных орнаментов. В их работах необычные затейливые кудрины и часто встречаются новые для промысла мотивы: колосья, птицы, бабочки, рыбки.
Современные хохломские мастера работают на двух предприятиях: художественном объединении «Хохломская роспись» в Семёнове и фабрике художественных изделий «Хохломской художник» в селе Сёмино Горьковской области. Это заслуженные художники России А. Г. Савинова, Н. П. Денисова-Чикалова, О. П. Лушина, и лауриаты Государственной премии имени И. Е. Репина З. Ф. Киева, О. Н. Веселова; Н. П. Сальникова, Е. Н. Доспалова и др. их произведения можно увидеть на всесоюзных и республиканских художественных выставках, в экспозициях крупнейших музеев страны. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.