Ольга Солодкая
Роль занимательного материала в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Многие авторы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Упоминаются такие качества занимательности, как привлекательность, притягательность, необычность, оригинальность, вызывание возбуждения и др. В ряде работ указывается, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства.
Публикация «Роль занимательного материала в образовании дошкольников» размещена в разделах
В толковом словаре С. И. Ожигова "занимательный" определяется как "способный занять внимание, воображение, интересный".
Под методикой использования занимательных заданий понимаются методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения.
Первая и основная тенденция состоит в том, что педагог переносит на урок занимательные материалы из внеучебной деятельности.
Также при использовании занимательных заданий необходимо помнить, что целесообразно их применять тогда, когда есть опасность:
• Неприятия учащимися какого-либо учебного задания,
• При прохождении сложных тем или при постановке трудных задач,
• При изучении материала, подлежащего прочному запоминанию,
• При выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений.
Предпочтение следует отдавать занимательному материалу, отражающему существенные моменты изучаемого, а также, занимательным заданиям неоднократного использования.
Для каждого занимательного материала педагог должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся? Будет ли его использование эффективным?
Необычный учебный материал обладает некоторыми особенностями по сравнению с обычным.
Методическая ценность занимательных заданий в том, что ребенку надо глубже вникать в сущность задания, выделять главные моменты, учитывать связь между компонентами. Благодаря этому учебный навык, на формирование которого направлено задание, вырабатывается быстрее, т. к. он связан с продуктивной деятельностью ребенка.
Еще одно достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у учащихся возникает необходимость менять ход мыслей на обратный. Как известно, умение менять ход своей мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.
С помощью приемов занимательности создаются задания, которые могут служить мостиком от стандартных задач к нестандартным.
Известно, что учащимся с трудом дается решение нестандартных заданий. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что переход от стандартных задач к нестандартным очень резок. Необходимы переходные задания. Здесь на помощь учителю и ученикам и приходят занимательные задания.
Свобода при выполнении занимательных заданий важна и в методическом отношении. В некоторых случаях появляется возможность подготавливать учащихся к формированию умений и навыков. В других случаях свобода помогает освоению приемов устной работы, поскольку приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков.
Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.
Педагогических средств, через которые реализуется занимательность, достаточно. Это игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы, викторины и занимательные задачи (задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи-шутки и задачи с неполным условием).
Особенностью всего дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, (у детей всего дошкольного возраста преобладает правополушарный тип деятельности – эмоционально-чувственный, и только к 8-10 годам развивается левополушарный – логический тип мыслительной деятельности).
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Именно дидактические игры и игровые упражнения занимательного содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного материала. Основное назначение их –дать детям возможность детей получать новые знания, закреплять их и применять на практике. Каждая из игр решает конкретную задачу. В процессе обучения дошкольников игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
• активизировать умственную деятельность,
• заинтересовывать учебным материалом,
• увлекать и развлекать детей,
• развивать ум, расширять, углублять представления,
• закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков и т. д. Значит, кроме задач речевого развития часто выполняют и другие, не менее важные цели: развитие мышления и способностей ученика.
Таким образом, в комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к обучению, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.