МААМ-картинки

Роль занимательного материала в образовании дошкольников

Ольга Солодкая
Роль занимательного материала в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Многие авторы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Упоминаются такие качества занимательности, как привлекательность, притягательность, необычность, оригинальность, вызывание возбуждения и др. В ряде работ указывается, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства.

Публикация «Роль занимательного материала в образовании дошкольников» размещена в разделах

В толковом словаре С. И. Ожигова "занимательный" определяется как "способный занять внимание, воображение, интересный".

Под методикой использования занимательных заданий понимаются методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения.

Первая и основная тенденция состоит в том, что педагог переносит на урок занимательные материалы из внеучебной деятельности.

Также при использовании занимательных заданий необходимо помнить, что целесообразно их применять тогда, когда есть опасность:

• Неприятия учащимися какого-либо учебного задания,

• При прохождении сложных тем или при постановке трудных задач,

• При изучении материала, подлежащего прочному запоминанию,

• При выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений.

Предпочтение следует отдавать занимательному материалу, отражающему существенные моменты изучаемого, а также, занимательным заданиям неоднократного использования.

Для каждого занимательного материала педагог должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся? Будет ли его использование эффективным?

Необычный учебный материал обладает некоторыми особенностями по сравнению с обычным.

Методическая ценность занимательных заданий в том, что ребенку надо глубже вникать в сущность задания, выделять главные моменты, учитывать связь между компонентами. Благодаря этому учебный навык, на формирование которого направлено задание, вырабатывается быстрее, т. к. он связан с продуктивной деятельностью ребенка.

Еще одно достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у учащихся возникает необходимость менять ход мыслей на обратный. Как известно, умение менять ход своей мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.

С помощью приемов занимательности создаются задания, которые могут служить мостиком от стандартных задач к нестандартным.

Известно, что учащимся с трудом дается решение нестандартных заданий. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что переход от стандартных задач к нестандартным очень резок. Необходимы переходные задания. Здесь на помощь учителю и ученикам и приходят занимательные задания.

Свобода при выполнении занимательных заданий важна и в методическом отношении. В некоторых случаях появляется возможность подготавливать учащихся к формированию умений и навыков. В других случаях свобода помогает освоению приемов устной работы, поскольку приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков.

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.

Педагогических средств, через которые реализуется занимательность, достаточно. Это игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы, викторины и занимательные задачи (задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи-шутки и задачи с неполным условием).

Особенностью всего дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, (у детей всего дошкольного возраста преобладает правополушарный тип деятельности – эмоционально-чувственный, и только к 8-10 годам развивается левополушарный – логический тип мыслительной деятельности).

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Именно дидактические игры и игровые упражнения занимательного содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного материала. Основное назначение их –дать детям возможность детей получать новые знания, закреплять их и применять на практике. Каждая из игр решает конкретную задачу. В процессе обучения дошкольников игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

• активизировать умственную деятельность,

• заинтересовывать учебным материалом,

• увлекать и развлекать детей,

• развивать ум, расширять, углублять представления,

• закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков и т. д. Значит, кроме задач речевого развития часто выполняют и другие, не менее важные цели: развитие мышления и способностей ученика.

Таким образом, в комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к обучению, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала Современному обществу нужны грамотные, образованные специалисты, способные ориентироваться в современном мире, владеющие информационными.

Консультация для родителей «Как организовывать игры детей с использованием занимательного математического материала» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА" Михайлова Татьяна.

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада.

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Игра - это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, решать задачи, писать, а главное думать, рассуждать,.

Консультация для родителей «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Консультация для родителей «Значение занимательного.

План работы по самообразованию на год «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» План работы по самообразованию на год «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»Эффективное развитие интеллектуальных.

Развлечение во второй разновозрастной группе (с использованием занимательного математического материала) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Искорка» с. Молдовановка Развлечение во второй разновозрастной.

Консультация «Роль семьи в инклюзивом образовании» Роль семьи в инклюзивом образовании Семья - это базовая ячейка общества, социальный институт. Говоря социальный, подразумевается, что это.

Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста В наше время экологическое образование подрастающего поколения является одним из актуальных направлений в работе дошкольных образовательных.

Опыт работы «Развитие познавательной активности воспитанников через использование занимательного математического материала» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60» Друганова Татьяна Вячеславовна. Тема статьи : «Развитие познавательной активности воспитанников старшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль занимательного материала в образовании дошкольников
Опубликовано: 30 июня 2018 в 00:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль занимательного материала в образовании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Солодкая (УИ 1206212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД