олеся нестерюк
Роль воспитателя в организации работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя в организации работы с детьми пострадавшими от жестокого обращения в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель:
1. Соблюдение прав и интересов детей;
2. Создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.
3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями.
Задачи:
Публикация «Роль воспитателя в организации работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения» размещена в разделах
1. Первоочередная задача педагогов Центра – сохранить, укрепить здоровье воспитанников, создать условия для качественного интеллектуального, физического, нравственного развития несовершеннолетних, их высокой самооценки и адекватного функционирования в социуме (Развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях).
2. Предотвратить факты жестокого обращения над несовершеннолетними;
3. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;
4. По возможности оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов;
5. Формировать негативное мнение у воспитанников ко всем формам жестокого обращения (Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека).
Ожидаемые результаты работы : 1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения. 2. Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления. 3. Повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей; 4. Улучшение здоровья и качества жизни, отношения с окружающими; 5. Воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности
Жестокое обращение с детьми – понятие, которое предполагает осуществление взрослыми людьми по отношению к детям психического или физического давления, выходящее за рамки допустимых норм это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Три основные формы жестокого обращения с детьми :
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, поведением взрослых, которое вызывает у детей страх, унижает их достоинство и вызывает расстройство психики.
К психическому давлению относят оскорбления, брань, угрозы, физическую или социальную изоляцию, занижение успехов; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - пренебрежение базовыми потребностями ребенка – отсутствие элементарных бытовых условий, игнорирование адекватных возрасту ребенка и минимально допустимых потребностей в питании, образовании, вещах, медицинской помощи; - эксплуатация детского труда. Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
К основным последствиям жесткого обращения относят : - сексуальная распущенность, извращения; - асоциальное поведение; - депрессии, фобии; - употребление наркотиков; - незапланированная беременность; - суицид. К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относят: - алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью; - незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социальнопсихологической поддержки со стороны прародителей; - низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.
Статистика приводит такие цифры: - от 25 до 50 % детей подвергаются физическому насилию; - по официальной статистике более полутора тысяч детей до 15 лет ежегодно совершают самоубийства, многие из которых в результате жестокого обращения. Фактическое количество вероятно больше, просто это представляют как несчастный случай. К сожалению, жестокое обращение с детьми происходит по причине равнодушия окружающих, т. к. наш менталитет предполагает «принцип невмешательства», когда мы считаем, что насилие соседа над своим ребенком, это не наше дело. Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия. Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.
Работа по оказанию помощи детям пострадавшим от жестокого обращения включает в себя следующие виды деятельности: диагностика, профилактическая работа- реабилитация.
Диагностическая работа проводится в 2 этапа:
1 этап. - Сбор информации о ребенке (консилиум, социальная служба, медицина) -отзывы учителей (характеристика со школ по месту жительства, -наблюдения за поведением воспитанников во время занятий, бесед, игр, на прогулке, -психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности.
2 этап. Диагностика поведения воспитанников в коллективе и социальные взаимосвязи (индивидуальные беседы, наблюдения, позволяет определить оценку удовлетворенности воспитанника различными сторонами жизни коллектива, а так же выявить причины дискомфорта (если он присутствует).
Профилактическая работа с детьми включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в неблагополучных и замещающих семьях (создание и реализация реабилитационной программы). Деятельность осуществляется через работу по программам : «Звезда»; «Право на детство»; «Твои права - твое будущее»; «Твой выбор»; «Здоровье»; «Путь в профессию», циклы занятий, совместных мероприятий проводимых в Центре с родителями и детьми, с помощью индивидуальных бесед.
Методы: Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. В соответствии с этой характеристикой выделяются четыре группы методов воспитания
1. Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера);
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций);
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, игра, поощрение, наказание); 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности).
Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.
Основные проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
а) Психологического характера – тревожность, вялость эмоциональной сферы, слабое развитие коммуникативной сферы, преобладание защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, часто агрессия, задержка психического развития.
б) Социального характера – низкая активность, неуверенность в ценностных ориентирах, часто потребительское отношение (мне должны, слабо развитые навыки самообслуживания.
в) Педагогического характера – асоциальное поведение, опыт употребления алкоголя, курения, употребление нецензурных выражений, негативные последствия прежней жизни в семье; неумение, часто нежелание учиться.
Профилактически-воспитательская работа с детьми направлена на развитие экологических, патриотических, гражданскоправовых, духовно-нравственных, трудовых, художественно-эстетических, здоровьесберегающих аспектов. Важную роль в коррекционно-воспитательной и реабилитационной деятельности подростков играет привлечение их к различным видам милосердной и трудовой деятельности. Приобретение таких духовно нравственных качеств как: милосердие, терпимость, самодисциплина, чувство ответственности при выполнении общественно- трудовых поручений формирует осознания полезности и нужности. Для категории воспитанников с асоциальным поведением, индивидуальная трудовая деятельность является лучшей, потому что дает возможность сравнить свои достижения с прошлыми. Духовно-нравстенное и трудовое воспитание формируется через тимуровскую работу по программе «Звезда». Работая вместе со взрослыми, ребята не чувствуют дискомфорта, а получают удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Если в коллективе они чаще всего остаются незамеченными (хотя и желают одобрения, то работая индивидуально с воспитателем, они получают оценку результатов своей деятельности. Воспитанники совместно с педагогами работают в тесном контакте с социальной службой поселка. В рамках программы «Звезда» участвуют в акциях: «Дети детям»- организация досуга детей дошкольного возраста, совместная трудовая и творческая деятельность («вечер сказок»; «книжкина больничка»; подвижные, развлекательные игры; театральные представления и т. д.) «Дом без одиночества», «Милосердие», «Вахта памяти», «Внуки по переписке» (адресная помощь ветеранам войны, труженикам тыла, пожилым людям; изготовление поздравительных открыток, сувениров с вручением и т. д.). У детей формируется положительный образ личности. Целесообразным представляется построение целостной системы разнообразных форм взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обеспечивающие становление индивидуальной неповторимости личности каждого подростка, его равноправие и творческое соучастие как субъекта в воспитании и реабилитации. Данная форма работы показывает положительный результат в работе с детьми девиантного и делинквентного поведения. У несовершеннолетних развиваются коммуникативные навыки, умения работать в команде, интеллектуальные и творческие способности. Опыт показывает, что когда ребёнок видит результат своего труда, он постепенно раскрепощается, у него проходит эмоциональная напряжённость, начинает отмечаться познавательная активность. Я считаю, Реабилитационный период для несовершеннолетних можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего характера, способностей, навыков. У многих воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию, именно в социально-реабилитационном центре начинается процесс социализации, устанавливается связь несовершеннолетнего с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья и прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удастся пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания, самореализации.