Приложение МААМ

Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников (12 фото)

Марина Викторовна Ермилова
Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое нравственность? Нравственное воспитание?

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое.

Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.

Публикация «Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Большую роль при формировании нравственных качеств играет трудовая деятельность, но только если при её организации учитываются важные требования: обеспечение интереса к содержанию труда, наличие достаточных трудностей, введение мотивов, значимых для дошкольников, побуждающих к достижению качественных результатов, наличие элементов новизны и возможностей проявления самостоятельности.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях.

Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Именно в трудовой деятельности формируются такие нравственные качества как самостоятельность и настойчивость.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врождённой чертой, она формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Настойчивость в деятельности дошкольника характеризуется сосредоточенностью, самостоятельностью в поиске выхода из создающихся затруднений, отсутствием отвлечений на внешние раздражители, стремлением довести задуманное дело до конца, удовлетворённостью при получении положительного результата, готовностью к исправлению обнаруженных ошибок или действий.

Большое значение в воспитании у дошкольников поведения, соответствующего нормам морали, имеет формирование способности самостоятельно сопоставлять свои поступки с этими правилами и оценивать их соответствие, т. е. проводить самоконтроль. В этом тоже большую роль играет трудовая деятельность.

Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы.

Поэтому определяют следующие задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

воспитывать предпосылки трудовой деятельности;

• формировать трудовые навыки;

• совершенствовать их, постепенно расширяя содержание трудовой деятельности детей;

воспитывать важные личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, проявлять настойчивость, умение включаться в труд по необходимости;

• учить устанавливать связь между началом выполнения задания и конечным результатом, разъяснять значимость труда, воспитывать бережное отношение к его результатам;

• формировать начало ответственного отношения к заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление к качественному его выполнению;

• формировать культуру труда : воспитывать элементарные навыки планирования и организации своей и общей работы, умение намечать её последовательность, распределять обязанности между участниками, готовить всё необходимое для работы, правильно пользоваться оборудованием, убирать всё на место после окончания трудового процесса;

• учить согласовывать действия с действиями товарищей, видеть необходимость в помощи, оказывать её по собственной инициативе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации.

Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое – либо трудовое действие. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям.

Существуют следующие виды труда детей дошкольного возраста.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, приём пищи, санитарно – гигиенические процедуры, это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников
Фото №1 Что такое нравственность Нравственное воспитание Нравственность внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра Фото №2 Нравственное то что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое а доброе и благое

Хозяйственно – бытовой труд – этот труд как дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Безнравственное нехорошее недопустимое вредное этически безобразное и недостойное человека Публикация Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Трудовое воспитание Конспекты занятий Трудовое воспитание

Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.

Фото №3 Трудовая деятельность детей Темочки Большую роль при формировании нравственных качеств играет Фото №4 Трудовое воспитание

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека; развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Фото №5 Известный советский педагог В Фото №6 Трудовое воспитание

Общий, совместный, коллективный труд.

В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда каждого. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты.

Фото №7 Трудовая деятельность детей Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм

Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие полезные качества.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально – нравственных задач воспитания дошкольника.

Для решения задач - направления в работе:

• создание предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий детьми;

• чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения;

• организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей.

• осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду;

• педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.

Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием : в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 22 июля 2023 в 23:55
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Викторовна Ермилова (УИ 2041788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД