олеся зайцева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая на протяжении многих лет с детьми раннего возраста, мы увидели тенденцию того, что дети приходят в детский сад неговорящие. И с каждым годом таких детей все больше и больше. Поэтому, большое внимание мы уделяем развитию речи детей. Самым главным в речевом развитии детей раннего возраста является стимулирование их активной речи. В этом направлении ведется большая работа в нашей группе. Наблюдая за малышами, мы увидели, как они охотно подражают и выражают свои эмоции. Таким образом, мы поставили перед собой цель: развивать активную речь ребенка посредством театрализованной деятельности. Свою работу мы разбили на несколько этапов:
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1 этап: формирование пассивного и активного словаря малышей с помощью простейших игр-драматизаций;
2 этап: работа над звукоподражанием с использованием театрализованных игр;
3 этап: драматизация любимых сказок, с использованием упражнений для развития речи.
На первом этапе для развития речевой активности мы формируем у детей раннего возраста умение слушать образную речь, запоминать разнообразные слова и речевые обороты. Для этого мы используем игры-драматизации, такие как:
игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробушки машут крыльями, попрыгали, как зайчики, превратились в мишек) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Бабочки и кузнечик»);
однотемные бессловестные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька попляши…», «Киска, киска брысь», А. Барто "Снег, снег")
В дальнейшем такие игры-имитации интересно проводить, используя различные маски, маски-ободки. Детям очень нравится, и они с большим удовольствием участвуют в данных видах деятельности.
На втором этапе особое внимание мы уделяем звукоподражанию, используя для этого мягкую игрушку, резиновую фигурку или куклу из театра. Например: «Посмотрите, ребята, сегодня к нам гости пришла кошка. Как она мяукает?». Или, после тихого часа: «Ребятки, первым проснулся петушок, закричал и разбудил всех деток. Как закричал петушок?» Дети принимают участие в деятельности с большим интересом.
Для развития речевой активности в раннем возрасте мы также используем коллективные задания со звукоподражанием, как один из эффективных методических приемов. Например: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, и я превращаю вас в медвежат…» (дети ходят как медвежата и рычат, «Сейчас я превращаю вас в маленьких мышат. Вы стали такими маленькими, что я вас не вижу. А может быть я вас тогда услышу…» (дети пищат). Моментально группа наполнялась ожившими животными. Пассивных детей не бывает. Все малыши изображают то злого волка, то храброго петушка. Мы сопереживаем вместе с детьми, показываем движения и голоса героев, а дети, в свою очередь, подражая нам, закрепляют звуки, запоминают определённые слова.
На третьем этапе мы начинаем знакомить малышей с драматизацией любимых сказок. Театрализация сказок очень увлекает детей. Сначала мы показываем детям сказки, используя различные виды театра. У нас имеется театр би-ба-бо, настольный театр, плоскостной театр, театр на фланелеграфе, театр на палочках, пальчиковый театр, фетровый театр. Многие из них сделаны своими руками. Также мы используем ширмы и декорации. В группе разворачивается настоящее театральное представление! В последствие дети из зрителей превращаются в маленьких актеров!
Перед инсценировкой сказки мы проводим предварительную работу, показывая небольшие эпизоды. В них мы сами показываем образы героев и проговариваем их характер, например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки мы показываем и проговариваем.
Конечно, детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Дети очень любят инсценировать сказку «Теремок», превращаясь в персонажей-животных. При инсценировании мы используем и маски, и костюмы, и различные атрибуты.
Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе именно таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.
Театрализация сказок очень увлекает детей. Но самое главное, малыши с каждым разом стараются говорить больше и лучше, чтобы их все поняли.
Также для развития речи детей мы используем различные театрализованные дидактические игры, которые изготовили своими руками («Назови сказку», «Найди героев сказки», «Теремок»). С их помощью мы вовлекаем детей в диалог. Дети учатся отвечать на простейшие вопросы: что это? кто это? что лишнее в этой сказке? что делает герой сказки? Это способствует обогащению их активному словарю, развитию навыка фразовой речи, что благоприятно влияет на развитие их речевой активности.
Таким образом, мы видим, какой результат получается при внедрении театрализованной деятельности в работу с детьми, как совершенствуется их речь. Поэтому будем продолжать работать в этом направлении.