Наталья Давыдова
Роль социального партнёрства ДОУ и библиотеки в формировании читательского интереса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время существует серьё зная проблема: падение интереса детей к книге. Её место постепенно занимает телевизор, компьютер, игровая приставка и другие технические средства. Если раньше дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книге пришел компьютер.
Эту проблему сложно не увидеть и совершенно очевидно, что она требует решения. Советский Союз, Россия всегда была читающей страной, лучшим подарком в которой считалась книга. К сожалению сейчас ситуация изменилась и не в лучшую сторону. Ни в коем случае не умаляя достижений современных технологий, педагогический коллектив нашего детского сада пришел к необходимости модернизации работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Эта работа, безусловно, велась и раньше, но стало очевидным, что этого не достаточно.
Публикация «Роль социального партнёрства ДОУ и библиотеки в формировании читательского интереса у дошкольников» размещена в разделах
Изменения в системе образования требуют от нас использования новых форм организации образовательной деятельности, осуществления тесного сотрудничества с социальными партнёрами, взаимодействия с родителями воспитанников, основываясь на принципе интеграции.
Интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям. Интеграцию в дошкольном образовании следует отнести к одному из основных принципов построения образовательного процесса, который наиболее соответствует физиологическим и психическим особенностям развития ребенка дошкольного возраста и дает, безусловно, положительные результаты его развития.
Одним из наиболее эффективных методов интегрированного обучения на практике, является проектная технология, обеспечивающая сотрудничество взрослых и детей, а также интеграцию различных образовательных областей и различных видов детской деятельности.
Один из таких проектов реализуется в нашем детском саду, и участвуют в нем педагоги нашего ДОУ, дети, их родители, сотрудники детской библиотеки, учителя средней школы № 1, педагоги ДОУ 25.
Библиотечная система сегодня нуждается в переосмыслении своей деятельности, поиске новых форм работы, внедрении их в свою практику. Поэтому проблема, вставшая перед нашим детским садом, нашла отклик и у работников детской библиотеки.
Своё сотрудничество с библиотекой мы начали с заключения договора о взаимодействии, определения цели и задач этого сотрудничества: (вы видите их на экране)
Приобщение к чтению детей и их родителей. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Создавать условия для воспитания и поддержания у детей интереса и потребности к чтению художественной литературы.
Воспитывать интерес к различным жанрам детской литературы.
Формировать желание быть читателем библиотеки.
Воспитывать уважительное отношение к книгам.
Следующий шаг после заключения договора – разработка плана совместных мероприятий. Мы знакомимся с планом работы библиотеки и подбираем мероприятия, значимые для дошкольников, вносим свои предложения и коррективы, опираясь на возрастные особенности детей (речь идет о старших и подготовительных группах). Определяем формы работы наиболее адекватные возрасту детей. В нашем случае это чтение-слушание, экскурсия, литературный досуг, викторина, конкурсы чтецов и другие.
Как видите, формы работы, используемые нами самые разнообразные, но главное действующее лицо всегда Книга. Чтение-слушание литературных произведений либо предшествует мероприятию, организованному совместно с библиотекой, либо становится его результатом.
Позволю себе сказать несколько слов о документации, которой сопровождается наше сотрудничество с детской библиотекой. Перед каждой экскурсией издается приказ, составляется список детей-участников, разрабатывается и утверждается руководителем ДОУ маршрут движения группы детей, готовится ходатайство на имя председателя Комитета образования, проводится целевой инструктаж с отметкой в соответствующем журнале, делается запись в журнале учета экскурсий.
Непосредственное знакомство дошкольников с библиотекой мы начинаем с экскурсии «Дом, в котором живут книги». Многие дети, знающие о библиотеке только понаслышке и видевшие ее на картинке, получают возможность посетить ее. Ребят встречает библиотекарь, рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о многообразии книг, их расположении на полках и в зале. Как правило, грамотно спланированный и организованный первый визит производит на ребят очень яркое впечатление и способствует возникновению желания прийти в библиотеку снова.
В рамках каждого нашего визита сотрудники библиотеки организуют выставки книг, соответствующей тематики. Одна из главных задач выставочной работы – пробудить у детей интерес к книге. Книги, размещенные на таких выставках, яркие, красочные, привлекающие внимание. Благодаря этому они производят очень яркое впечатление, а тот факт, что любую книгу можно взять, полистать, поделиться впечатлениями с друзьями только усиливает эмоциональное воздействие на ребенка.
Очень органично вплетается в ознакомление с художественной литературой продуктивная деятельность, выставки рисунков, организованные в библиотеке. Дети с удовольствием рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям. В эту работу вовлечены родители воспитанников, это усиливает их интерес к проблеме приобщения детей к чтению.
Изготовление коллективных работ по содержанию прочитанных произведений также позволяет решать ряд важных задач социально-нравственного характера. Каждая выставка творческих работ – это не только возможность полюбоваться результатами творческой деятельности, но и повод для общения детей, родителей, педагогов.
Темы мероприятий, организованных сотрудниками библиотеки и педагогами ДОУ связаны либо с календарной датой, либо с творчеством детских поэтов, писателей. Дню детской книги был посвящен литературный досуг «Книжкины именины», организованный совместно с детским садом № 25 «Мозаика». Такие литературные досуги включает в себя самые разнообразные виды детской деятельности.
Путешествие в Лукоморье – это литературный досуг, посвященный творчеству А. С. Пушкина, организован для воспитанников детского сада и первоклассников. Общение детей разных возрастов обогащает и тех и других. Ученики получают возможность продемонстрировать навык выразительного чтения наизусть, а дошколята с интересом смотрят выступления первоклассников, отгадывают загадки по произведениям А. С. Пушкина, определяют, отрывок из какой сказки исполнили ученики.
Литературный досуг, посвященный творчеству К. И. Чуковского, также способствовал обеспечению преемственности между детским садом и школой. Школьники читали наизусть отрывки из произведений известного автора, а дошколята угадывали, а затем все вместе выясняли из какой сказки предмет, который библиотекарь доставала из Черного ящика.
Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что из всех человеческих качеств более всего способствует счастью жизнерадостность. И, действительно, люди, которым присущи смех, улыбка, добрая шутка всегда в центре внимания, их любят, к ним тянутся. У детской литературы есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство – юмор. Оно обусловлено натурой ребёнка, у которого по выражению К. И. Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал дл удовлетворения этой потребности. На пути своего развития дети должны научиться оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать каламбур, веселое звучание поговорки. И произведения таких классиков детской литературы как Даниил Хармс, Николай Носов, Виктор Драгунский, Леонид Пантелеев, Михаил Зощенко, Борис Заходер наши большие в этом помощники.
Одна из наиболее сложных тем для дошкольников – это знакомство с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны. Наше поколение не принимало участие в войне, но говорить об этом без слез мало у кого получается. Эта тема обязательно должна затронуть чувства ребёнка и художественная литература способна оказать нам неоценимую помощь. Выразительное чтение-слушание, восприятие музыки, картин художников, непосредственное общение с ветеранами – все это позволяет решать и задачи нравственно-патриотического воспитания.
Конкурсы чтецов стали традиционными в нашем детском саду и сотрудники библиотеки неизменные гости этих мероприятий. Конкурс «Солнечное детство» мы посвятили творчеству Ирины Токмаковой. Ребята разучивали стихи, вместе с воспитателями готовили элементы костюмов для инсценирования стихотворений. Все получили грамоты и книги в подарок, которые пополнили книжные уголки в группах, что тоже на наш взгляд оказывает большое воспитательное воздействие.
А в конкурсе «Широка страна моя родная» была реализована тема нравственно-патриотического воспитания. Очень отрадно, что наша работа находит отклик у родителей воспитанников, которые так же, как и мы понимают всю важность этой работы
Встреча с детским поэтом Владимиром Груздевым - очень яркое и эмоционально окрашенное мероприятие, несмотря на то, что не было ни инсценировок, ни игр, ни забав. Непосредственное общение с автором замечательных стихов вызвало интерес у детей, и было оценено родителями воспитанников.
Мы стараемся освещать опыт этой работы и в городской газете, и на Королевском телевидении, и на официальном сайте нашего детского сада. Педагоги публикуют свои разработки в специализированных изданиях. Говорить о том, что этот проект полностью реализован, нам кажется преждевременным, но с полной уверенностью можно сказать, что ознакомление с художественной литературой, приобщение дошкольников к чтению, основанное на принципе интеграции, сотрудничестве с родителями воспитанников, с детской библиотекой позволяет решать гораздо более широкий спектр воспитательно-образовательных задач, нежели при использовании традиционных форм.