Олеся Отрубейникова
Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Ястребова С. С., заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Вакуленко Т. Б., ст. воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Отрубейникова О. А., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Клеева Е. В., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Публикация «Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Близким к представленному пониманию воспитательного пространства является рассмотрение его как части среды, в которой господствует определённый педагогически сформированный образ жизни
Ю. С. Мануйлов
На сегодняшний день необходимость дошкольного образования является неоспоримой возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить личностные характеристики.
Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.
Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.
Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления и реализации их интересов и потребностей.
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Программы дополнительного образования в нашем ДОУ разработаны в соответствии с:
ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 237 от 29.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155);
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013 г.
И предусматривают развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.
При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:
интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;
необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
нормы нагрузки на ребёнка.
Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности – лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.
Основанием организации работы кружка являются :
1. социальный заказ (опрос родительского сообщества);
2. заявление родителей или лиц их заменяющих воспитанников детского сада.
В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.
В нашем ДОУ организованы следующие дополнительные бесплатные услуги:
«Сыпучие картинки» (ОО художественно-эстетическое развитие) разработала Горчакова Л. Б
Целью программы является создание условий для художественно-эстетического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Цели программы достигаются через решение следующих задач:
1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
4. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
5. Снятие психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения;
6. Развитие художественно-эстетического вкуса.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:
• Развитие плавности, изящества и точности движений;
• Умения работать кистью и пальцами обеих рук;
• Координации руки и глаза;
• Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
«Пластилиновая фантазия» (ОО художественно-эстетическое развитие) Даренская Л. О, Степанова О. Н.
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребёнка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребёнка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Цель: организация досуговой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
2. Развивать мелкую моторику.
3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию : воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
«Здоровячок» разработала Отрубейникова О. А. (ОО физическое развитие)
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Работа кружка способствует созданию двигательного режима, направленного на оптимизацию двигательной активности детей в детском саду.
Основным направлением дополнительной программы «Здоровячок» является воспитание здорового образа жизни воспитанников
Цель: создание условий для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.
Задачи программы:
1. Обучать способам, формам и методам укрепления здоровья;
2. Развивать двигательную активность и способность её регулировать;
3. Воспитывать потребность в ЗОЖ воспитанников.
«Кукляшки» разработала: Кропотина О. В. (ОО художественно-эстетическое развитие)
Благодаря сказке, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной деятельности ребёнок решает многие проблемные ситуации от какого-либо персонажа. Ребёнок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребёнка.
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, песни, сказки, небылицы) с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок и др. театральных атрибутов;
2. Развивать творческие и артистические способности детей, пополнять активный словарь;
3. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и любовь к художественной литературе.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников, т. е. ориентировано на разностороннее развитие личности ребёнка.
Взаимодействие всех участников создания воспитательного пространства определяется моделью (чаще всего идеальной) образа жизни дошкольника (хотя не только его).
Воспитательная среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребёнка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) – среда обитания дошкольника, благоприятная для формирования у ребёнка положительных качеств; это ближайшее окружение, т. е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, группа, воспитатели и т. д.
Воспитательное пространство предоставляет воспитаннику:
свободу выбора ребёнком деятельности (её содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
построение диалоговых отношений со сверстниками;
более интенсивное проживание различных ролей
освоения подпространств: культурного, природного, информационного и т. д.
Приведённые определения воспитательного пространства не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга, представляя данный феномен разными гранями. Так как воспитательное пространство обладает потенциалом – возможностями для развития (инновационным, творческим и пр., взаимодействие основной образовательной деятельности и кружковой работы в процессе создания воспитательного пространства предполагает развитие и реализацию личностных потенциалов воспитанников, то есть их возможностей и способностей без этого пространство будет мертвым.
Таким образом, дополнительные образовательные услуги являются частью создания единого воспитательного пространства в нашем ДОУ.