Мария Туркеева
Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи
▼ Скачать +Заказ
Ценностные ориентиры молодёжи
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Публикация «Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи» размещена в разделах
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Такие ценности есть и у подростка :
• Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• Традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, Нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Как видимо, эти ценности важны не только для молодого подрастающего поколения, но и имеют общечеловеческое значение. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей, превращает их в оппонентов, соперников и противников.
Роль современных песен
Известный музыкант А. В. Пузырев отметил, что большинство современных популярных песен носит «явно разрушительный характер». Анализируя влияние современной песенной культуры на человека, психолог. М. Рокич сделал вывод: «Ценности, воспетые в песнях, - это глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях». Великий классик мировой литературы Л. Н. Толстой назвал музыку «стенографией чувств». «В звуках и словах выраженная жизнь души» - сказал о песне А. Н. Серов. Два этих высказывания объединяет мысль, что, воссоздавая эмоциональный опыт человечества, песня заставляет каждого переживать сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, формирует представления о правде, красоте, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект. Лингвоэкологический подход к изучению явлений (культурных, языковых, в частности современного песенного текста) «восполняет односторонность рационалистических представлений о слове, понимает его как духовный плод вещественной деятельности человека, как завершение культурного строительства, “очеловечения” мира и изучает во всем разнообразии и богатстве связей с миром».
По мнению В. С. Мухиной, в детском и подростковом возрасте человек «должен обрести истинную культуру языка и научится использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношений с людьми» Тот культурный опыт, который непосредственный адресат современного песенного текста – подросток получает, слушая современные песенные тексты, предопределяет особенности его общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки, мировоззренческий образ мира и образ Я, осознанные представления личности о мире и своем месте в нем. При этом в словесном компоненте современного песенного текста обнаруживается большое количество культурно-речевых нарушений, наблюдается эклектичность, обрывочность построения словесного компонента в популярных постмодернистских текстах, обнаруживается засилье в нем жаргонных элементов.
Наличие жаргонных элементов в современных песенных текстах нельзя признать стилистическим приемом потому, что их присутствие не является целеустановкой авторов таких текстов, а обнаруживается часто вследствие их неспособности литературно строить высказывания («Только слов вот не хватает», – поется в одной современной песне, что указывает на низкий уровень владения языком авторов песен.
В наше время подростки активно слушают песни: в транспорте, на улице, дома и даже на занятиях. Одни с помощью песен расслабляются, другим песни помогают сконцентрироваться и найти верное решение.
Вопросом о влиянии современной музыки (песни) на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного рода исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности.
В 2010 году в г. Набережные Челны специалистами филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством кандидата социологических наук, доцента Исхаковой Надии Рофхидовны проводилось социологическое исследование, в ходе которого было замечено, что средний ребенок с седьмого по одиннадцатый класс на слушание песен тратит времени вдвое больше того, что он проводит в школе. По результатам этого исследования социологи пришли к выводу, что песни могут оказывать на ребенка влияние даже посильнее, чем телевидение.