полина лупачева
Роль сказок в развитии ребенка дошкольного возраста
Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.
Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире :
Публикация «Роль сказок в развитии ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше.
Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.
При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.
Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.
Обычно родители читают сказки детям вечером, перед сном. Но четких рекомендаций на этот счет нет. Читать можно в любое удобное для этого время. Не отказывайте ребенку, если он просит прочитать сказку, которую вы уже читали десятки раз. Значит, это очень важно для ребенка. Значит, еще не закончены переживания и размышления над сюжетом и судьбой главных героев.
Слушая сказки перед сном, слыша голос близкого человека, ребенок перемещается в мир сказочных фантазий, успокаивается и засыпает. Это благотворно сказывается на его нервной системе.
Сказки нужно читать не торопясь, с выражением. Голосом и интонацией подчеркивать моменты, требующие внимания. Менять тембр и высоту голоса для различных персонажей. Выдерживать паузы.
Слова необходимо произносить четко, с хорошей артикуляцией. Это влияет на формирование речи ребенка, правильное построение предложений и расширение словарного запаса.
Сказки можно рассказывать. Не всегда у вас под рукой будет книга для чтения. Небольшое изменение сюжета развивает фантазию и изобретательность. Можно поощрять ребенка помогать вам в этом, делая вид, что вы забыли продолжение сказки.
Не следует изменять народные сказки. Их сюжеты прошли испытание временем и в них заложен определенный воспитательный и развивающий смысл.
Читать рекомендуется только одну сказку за вечер.
Если ребенок не просит, не следует разъяснять ему смысл сказки. Возможно, он попросит прочитать ее еще раз и попробует сам разобраться в сюжете. Терпеливо отвечайте на все вопросы и объясняйте смысл незнакомых слов.
Чтение сказок — прекрасное путешествие в мир чудесных фантазий, говорящих животных и необычных персонажей. Путешествие в мир, где нет ничего невозможного. Там, где правда и справедливость всегда торжествуют.
Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок.