Зуева
Роль сказки в эмоциональном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль сказки в эмоциональном развитии дошкольников»
Подготовила:
педагог-психолог
МКДОУ д/с 172 «Сказка»
Зуева Алена Витальевна
«Роль сказки в эмоциональном развитии дошкольников»
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
Публикация «Роль сказки в эмоциональном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В. Берестов
Эмоции и чувства развиваются на протяжении всей нашей жизни. Но самый интенсивный период их формирования и развития - дошкольное детство. Именно в этот период усложняется эмоциональная жизнь : обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Удивительно сильным средством работы с внутренним миром ребенка является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
У ребенка ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Преимущество сказок в том, что их любят и взрослые и дети.
Д. Родари писал: «Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображением и научить, критически воспринимать окружающее».
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Понимание и проживание через сказку позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания, понять их важность.
Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться.
Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания.
Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей.
Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое использовали во все времена.
Сказки нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
Эмоциональная отзывчивость на сказку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.
С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Сказка непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки – научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Восприятие сказки, переживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.
Сказка! Как много хороших воспоминаний связанно с ней у каждого из нас! Все мы знаем с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.
Таким образом, в сказке заключено богатое содержание, выраженное красивым, художественным языком, что обеспечивает ее художественную и педагогическую ценность, как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития связной речи, эмоциональной сферы, обогатить воображение дошкольника.