Комиссарова Екатерина
Роль сказки в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в экологическом воспитании детей
Ребенок попадает в мир сказок в самом раннем возрасте. Пусть он еще не умеет говорить, он с удовольствием слушает чтение, рассматривает иллюстрации. Сказка живет в каждом доме, где есть дети. По средствам сказки малыши в легкодоступной для себя форме получают свои первые знания: представления о пространстве и времени, о добре и зле, о связи человека с природой и с предметным миром. Погружение в волшебный мир сказки помогает ребенку впервые в жизни испытать такие чувства как храбрость, злость, доброту.
Публикация «Роль сказки в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В мире сказок существует множество «живых предметов», необычных явлений. Животные подобно людям разговаривают и действуют, неживые предметы имеют свою «душу». Самые удивительные и невероятные события, волшебные превращения в сказке являют самыми обычными.
Каждый ребенок раннего возраста воспринимает окружающий мир по-разному. Дети относятся к неодушевленным предметам как к одушевленным и наоборот. Связи явлений в этом особом мире очень легки для освоения детьми. Научное «взрослое» объяснение того или иного явления, являющееся для понимания малыша очень сложным, легко можно объяснить с помощью сказки.
На сегодняшний день одной из актуальных тем является экологическое воспитание дошкольников концепция всеобщего развития. Когда вокруг столько различных технологий и гаджетов, остается все меньше времени на то, чтобы просто остановится и оглянуться вокруг, понаблюдать за природой родного края. Из-за того, что детям не хватает общения с природой, проявляются такие качества как черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому.
Дать ребенку конкретные знания – этого недостаточно для того, чтобы он осознал понимание природы. Необходимо его научить прислушиваться к природе, проявлять сопереживание к ней, радоваться ей, видеть прекрасное вокруг себя (когда идет снег, светит солнце, зеленеет трава, поют птицы, звенит капель, шумит дождь и ветер). Полученные навыки помогут обогатить душу и внутренний мир ребенка, глубже познавать окружающее, повысить интеллект и культуру.
Достижение поставленной цели и результативность занятий в рамках дошкольного образования целиком и полностью зависит от материала, который используется педагогом, от того насколько он будет интересен и доступен для понимания детям.
Научность и достоверность – основные принципы экологического образования. И тут встает вопрос как же рассказать дошкольникам, не нарушая при этом детскую тягу к познанию о природе? Как увлечь и заинтересовать? Практически весь материал, использующийся для обсуждения, является по большей части сухой констатацией научных фактов, которые зачастую просто могут быть не понятны детям.
Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать такие формы и методы экологического развития, которые смогли бы продемонстрировать то, как растения и животные приспосабливаются к среде обитания, какая существует взаимосвязь в природных сообществах.
И экологическая сказка как нельзя лучше подходит для этого, будучи самым доступным способом, чтобы передать знания о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
Так ненавязчиво, в игровой форме сказки дают необходимые детям знания. Схема построения экологической сказки проста : краткость, несложная сюжетная линия, конкретность и в завершении сказки – вывод, а иногда и вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Они способны сделать образовательный процесс более занимательным и разнообразным, т. к. в силу возрастных особенностей, дошкольниками лучше усваивается и запоминается материал, который подается в разнообразных формах, исключая сухость и монотонность.
Экологические сказки подбираются исходя из: возраста слушателей; имеющегося у детей непосредственного опыта взаимодействия с окружающей природой; имеющегося у детей литературного опыта; учитывая их содержание и тематику, так как для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, которые будут способны стать начальной точкой для обсуждения и дадут возможность ребенку высказать и обосновать свое мнение.
У маленького ребенка еще не сформированы четкие понятия «добро и зло». Они могут уживаться и соседствовать в его душе. От умения родителей и педагогов преподнести в интересной и занимательной форме сложные явления природы зависит то, будет ли он любить и беречь все живое.
Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями, открывает для них неведомый мир, которые хранит в себе неожиданностии тайны. Простота сюжета, близкие ребенку и понятные ему герои – божья коровка, гусеница, теленок, дорога…. В них можно играть, можно придумывать различные истории про них – это и будут те ступени, помогающие детям окунуться в смысловую суть сказки.
Так же дети вдобавок к интересным и полезным знаниям, получают яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости и эмоциональной насыщенности экологических сказок.
Используя их в работе, воспитатель обогащает детей знаниями, учит глубже всматриваться в мир, который их окружает, искать ответы на многие вопросы. Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка.
Посредством знаний, полученных через экологическую сказку, закладываются фундаментальные основы экологической культуры : осознанно правильное отношение к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
По мнению известных научных деятелей в области педагогики, в экологических сказках получается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Используя сказки, удается привить как любовь к природе, так и осознание необходимости того, что ее нужно охранять, нести гражданскую ответственность. Также экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.
Информативность экологической сказки является важным моментом. В частности, если говорить о дошкольниках, сказки должны быть информационноемкими, но в тоже время не следует их перегружать. Достаточно одного-двух предложений для сообщения интересного факта. Изложение сказки должно отличаться выразительностью. Специалисты рекомендуют использовать традиционные сказочные приемы и атрибуты, которые уже являются привычными для детей.
Благодаря перемещению центра внимания в сказках с человека на живую природу, создающую и поддерживающую среду обитания людей, появляется возможность, которая позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Именно это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.
И самое главное, как и в любой сказке - это мораль, сказка должна учить нравственности и доброте.