Бубнова Елена
Роль сказки в воспитаниии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Публикация «Роль сказки в воспитаниии дошкольника» размещена в разделах
Жили-были… Каждый ребенок слышит эти слова от бабушки, мамы, воспитателей в детском саду. Так начинается сказка. По своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт. По мнению австралийского психолога и сказкотерапевта Д. Бретт «Дети видят в сказках отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду на лучшее. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха». Таким образом, сказка становится терапевтической, когда ребенок отождествляет себя с ее героем, проводит параллель между сюжетом волшебной истории и своей жизнью и извлекает из сказки урок. Секрет терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает: «Это понарошку, не про меня». На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.
В результате применения сказок у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее сказки : «В сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать : как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают зло («Волк и семеро козлят»).
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить –можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Исходя из этого, целью взрослого должно быть развитие и воспитания в душе каждого ребенка духовного начала, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения целей нужно определить, следующие задачи:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Для того чтобы сказка оказала помощь или воспитательное воздействие, она должно отвечать определенным условиям:
-В сказке должна быть описана проблема, в чем-то схожая (но не полностью идентичная) с проблемой ребенка.
-Сказка должна предлагать малышу альтернативный способ решения проблем, предлагать ему новый выбор.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателем, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Игра в дидактические игры помогает закрепить результат.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Рассматривание иллюстраций в книге способствует более ясному восприятию. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше сказка, коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Вашему вниманию предлагаются терапевтические сказки, которые успешно используются в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы. Сказки помогут решить дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развить воображение и мышление юного слушателя.
«Сказка о подсолнечном семечке»
Рекомендуемый возраст: 3—5 лет.
Направленность:
тревога и беспокойство, связанные с отрывом от мамы и вхождением в детский сад;
страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»
В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело. Однажды (дело было в конце лета) их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора! Пора!»— звал Ветер. Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.
Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.
Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко, и в которой было так уютно.
«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно. Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?»
И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше. И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может, я и правда трус?»— думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и Ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!»
Подсолнух гнулся до земли под порывами Ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда. «Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя. — Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?»
И тут семечко решилось: «Будь что будет!»— и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.
Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой. Где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретиться снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один и некому было тебя поддержать». Все гордились им. И семечко было очень счастливо.
Вопросы для обсуждения:
— Чего боялось семечко?
— Что решило сделать семечко? Правильно оно поступило или нет?
— Что бы произошло, если бы семечко продолжало бояться?
«Случай в лесу»
Рекомендуемый возраст: 3—6 лет.
Направленность: неуверенность в себе, тревожность, страх самостоятельных действий.
Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»
В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его Зайчишка-трусишка. От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок.
И вот как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе : «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь.
Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!»
И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
Вопросы для обсуждения:
— Почему Зайчонку было плохо и грустно?
— Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?