Ирина Борисенкова
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно представить мир ребенка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотъемлемые. Однажды придя к ребенку, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память…
Одно из направлений в работе с дошкольниками отводится сказке. Данная работа ориентирована на решение следующих задач:
-психология восприятия ребенком первых сказок;
Публикация «Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
-анализ содержания русских народных сказок с точки зрения познавательной и воспитательной ценности;
-необходимость разработать методику ознакомления детей с первыми сказками.
Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие на ориентировочной основе, которое заложено не только в содержании произведения, но и в структуре, т. е. построении. Педагогические ценностные ориентации сказки сложились спонтанно, лучшие из них, передаваясь из уст в уста, отсортировались временем. Время – показатель их педагогической значимости.
Таким образом, исследование ориентировочной сферы и анализ сказки как особого фольклорного жанра направлено в русло изучения ее активизирующего воздействия.
От других видов художественного повествования сказка отличается тем, что рассказывающий сочиняет или пересказывает ее якобы как реальность, а слушатели воспринимают как эпический вымысел, игру фантазии. Следовательно, сказка как эпический жанр, на развитое, яркое воображение слушателя, умеющего чувствовать грань реального и фантастического. Противоречие фантастического и реального в сюжете произведения, можно сказать, рождает сказку.
Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения проходят стадию своего развития и становления. Они начинают складываться через практическое накопление чувственного опыта, в действенном освоении предметов и конкретном взаимодействии с окружающим миром. Постепенно эти первые знания об окружающем, полученные на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план. В недрах наглядно – действенного, практического взаимодействия с окружающим миром рождается новая, более высокая способность – анализировать, сравнивать, обобщать по представлениям. Решение какой - либо задачи предвосхищается ориентировочными действиями, направленными на способы ее решения, прогнозированием конкретного результата. Так формируется наглядно – образное мышление. И даже в конце дошкольного детства понимание реального и ирреального в тексте сказки не выступает для ребенка как главное. Основой интереса к сказке для него является образное восприятие сюжета и увлеченность процессуальностью описываемых действий. Ведь все мы знаем, как спокойно воспринимают дети факт того, что Колобок и все звери говорят человеческим голосами. Их забавляют действия перемещения нашего героя, когда он встречает то зайца, то лису, то волка.
Каждый новый поворот сюжета сказки базируется на ориентировочном подкреплении – введении нового персонажа, а ситуация в целом остается прежней. С чем же ассоциируется у ребенка эта композиция? С нанизыванием разноцветных колечек. Он как бы собирает пирамидку, где каждое колечко – новый персонаж, но действия он совершает одни и те же. Ребенок как бы манипулирует образами, налицо цикличность в построении сюжета сказки. Но тут опять возникают вопросы. Что же увлекательного в этом занятии? Почему ребенку интересно выполнять «круговые», «цикличные» действия, все время, возвращаясь к началу, получая удовольствие скорее от процесса действия, чем от конечного результата?
Нужно заметить, что манипулятивные действия можно назвать ознакомительными, ориентировочными по своей направленности. Они всегда предваряют более развитую, последующую форму действий и присутствуют тогда, когда складывается первоначальная ориентировка – неоднократное повторение одних и тех же звуков или слогов или неоднократное проигрывание однотипных частей сказки. Все это исключительно значимо для становления развитых форм различных деятельностей.
Ребенок может более или менее длительно осуществлять какую – то деятельность, если обнаруживает в ней все новые и новые свойства. При этом возникает как бы цепь следующих одна за другой ориентировочных реакций, которые способствуют поддержанию ориентировочной активности и, следовательно, продлевает интерес к предмету. Ребенок получает удовольствие и от самого действия, и от различных видоизменений предмета, которые возникают благодаря его действиям. Эти видоизменения поддерживают ориентировочную активность и являются основой возникновения более устойчивого интереса.
Поняв одно «звено» сказки, ребенок получает удовольствие от повторения однотипных отрезков, частично обогащенных новой информаций. Он как бы манипулирует, проигрывает части сказки, но в образном плане. Налицо цепь следующих одна за другой ориентировочных реакций, гениально угаданная, спонтанно сложившаяся в народной дидактике. Эта цепь смоделирована, заложена в структуре сказок, что и создает возможность повысить ориентировочную активность, интерес к восприятию и усвоению текста, повторению его.
По сравнению с другими видами фольклора сказки более объемные произведения. Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в них действуют 3 – 5 персонажей, происходит смена их действий и т. д. Ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т. е. что - то ему должно быть уже частично знакомо. Вот здесь подготовительную роль играют потешки, помогающие воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова.
Список литературы:
1. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.
2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.
3. Шорохова О. А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006 г.