Елена Аксенова
Роль сенсорного воспитания в системе реабилитации детей в Доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сенсорного воспитания в системе реабилитации детей в Доме ребенка.
Аксенова Е. А.
старший воспитатель ГКУЗ «Тамбовский областной
специализированный дом ребенка»
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия у ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Ведь именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.
Публикация «Роль сенсорного воспитания в системе реабилитации детей в Доме ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений; начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера.
Посредством осязания, мышечного чувства, зрения обогащается сенсорный опыт ребенка - он начинает различать величину, форму и цвет предмета. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Принимая во внимание, что в Доме ребенка воспитываются дети в возрасте от 0 до 4 лет, это самый плодотворный период для их сенсорного воспитания, т. к. оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью в дальнейшем. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого именно в раннем возрасте.
Сенсорное развитие детей в Доме ребенка имеет свою специфику. Прежде всего, это связано с тем, что контингент детей, воспитывающихся в домах ребенка, часто имеет нарушения в физическом и психическом развитии. Большинство детей поступают из неблагополучных семей, имеют педагогическую запущенность, задержку всех темпов развития. Дети имеют нарушения двигательной функции, незрелость слуховых и зрительных анализаторов. Сенсорное развитие этих детей находится на очень низком уровне, ограничен опыт сенсорных впечатлений, сформированность перцептивных действий отстает от возрастной нормы.
Сенсомоторное воспитание детей с проблемами в развитии имеет свои особенности. Процесс восприятия у них осложняется нарушением взаимодействия ощущений и следов восприятий, имеющихся в коре головного мозга. Недостаточными оказываются такие стороны восприятия как точность, объем, скорость. Ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование предметов затруднена, это препятствует дифференцированному восприятию свойств и качеств предмета. Сенсорные эталоны у таких детей являются предметными, а не обобщенными, дети испытывают сложности при узнавании предметов, изображенных в непривычном ракурсе, на схематичных, перевернутых или контурных изображениях. Целостность восприятия также оказывается недостаточной. Часто дети с проблемами в развитии испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое. Им сложно достраивать целостный образ по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Ребенок воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Ухудшение условий восприятия или усложнение объекта приводят к еще более выраженному проявлению всех недостатков этого процесса.
Восприятие у детей с проблемами в развитии поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У этих детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, пространственно-временных ориентировок.
У детей с проблемами в развитии оказываются нарушенными не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования.
Целенаправленность, произвольность и планомерность перцептивных действий также оказывается несформированной. Процесс обследования объекта характеризуются хаотичностью, импульсивностью. Дети длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Тактильно-двигательному восприятию, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина, также присущи указанные недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности оказывается замедлен. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Эти специфические нарушения восприятия у детей определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.
Таким образом, с учетом указанных особенностей необходима реализация следующих задач по коррекции сенсомоторного развития детей с проблемами в развитии в Доме ребенка :
– совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность;
– формировать точные и координированные движения, учитывая форму и величину предметов, при их захвате;
– знакомить с разными способами обследования предметов и объектов (примеривание, прикладывание, наложение);
– формировать эталонные представления о цвете, форме, величине;
– учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы (большой – маленький, форме (круглый – квадратный, цвету (красный – желтый – зеленый – синий);
– учить классифицировать предметы согласно заданному признаку;
– стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.
У детей с проблемами развития ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, так как данные представления без особой коррекционной помощи у них не формируются. Эти занятия основаны на прямом обучающем воздействии воспитателя, дефектолога и построены в соответствии индивидуальным уровнем развития и перспективным планированием. Для решения задач сенсорного развития используются и другие формы организации детской деятельности:
-дидактические игры и упражнения;
-самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей;
-посещение «сенсорной комнаты»;
Дидактический материал используется и во время прогулок, игровой деятельности, при проведении режимных моментов. Включается в различные виды занятий :музыкальные,физкультурные, развитие речи, конструктивная и изодеятельность. Это обогащает сенсорный опыт, помогает постоянно закреплять полученные знания и применять их на разнообразном материале, расширять кругозор детей.
В процессе коррекционного обучения специалистами Дома ребенка учитываются особенности, а также начальный уровень сенсорного развития каждого ребенка, поступающего в наше учреждение. Стратегии педагогического воздействия осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику.
Вся коррекционная работа по сенсорному воспитанию направлена на предупреждение нарушений, полноценное развитие, определение путей ранней психолого-педагогической реабилитации, подготовку к дальнейшей социализации и адаптации детей Дома ребенка.
Список литературы:
1. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации. – 2-е изд., испр. // М. : ТЦ Сфера, 2011. // 128с. (От рождения до трёх.)
2. Борякова. Н. Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей», 2002
3. Венгер Л. А. Сенсорное воспитание и развитие при обучении предметам действия // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду – М. : Просвещение 1965.
4. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1988.
5. Венгер Н. Б. Формирование способности к использованию сенсорных эталонов // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного восприятия М. : 1986
6. Стребелева Е. А. «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания».М. : 2004