Папки-передвижки

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения»

Татьяна Смокотина
Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

Все начинается с семьи. В этом социальном институте ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится правильно вести себя в различных ситуациях. Для ребенка очень важно, чтобы то, чему мы его учим, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Ряд исследований показал, что семья оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на детей с любыми проблемами со здоровьем. Родители допускают серьезные ошибки в воспитании, которые травмируют детскую психику, прививают им невротизм. Поэтому отношения между родителями и детьми, особенно неправильный стиль воспитания и лечения негативно влияют на детей с нарушениями зрения, а значит, и на их социализацию.

Публикация «Консультация „Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения“» размещена в разделах

Первые три года жизни важны, именно в это время родители могут противостоять сенсорной депривации, то есть лишению ребенка зрительной информации, что может повлиять на его двигательное недоразвитие и снижение активности. К трем годам ребенок начинает осознавать характер матери и отца, а к пяти годам осознает свою «особенность», в результате чего у ребенка начинает формироваться неправильное отношение к действительности.

Важным этапом в воспитании ребенка с нарушением зрения является умение занять адекватно правильную позицию по отношению к своему ребенку, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе и своему дефекту.

Неправильное отношение к ребенку с нарушением зрения в семье может выражаться либо в чрезмерной заботе, либо, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нем.

Воспитание в условиях чрезмерной опеки, деспотизма, развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения, негативно влияют на развитие личности слабовидящего ребенка и приводят к неадекватной самооценке.

В первом случае родители из чувства жалости и сострадания окружают его чрезмерным вниманием и помогают там, где он может быть независимым от них. За него стараются все делать: кормить, одевать, мыть в том возрасте, когда зрячие дети делают это сами; не учат убирать игрушки, книги, заправлять постель, выполнять другие виды ухода за собой и помогать по дому; нагружают его игрушками, книгами, сладостями, пытаясь смягчить, скрасить его жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребенку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, они вырабатывают в нем иждивенческие настроения, тормозят развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.

Во втором случае родители и окружающие ребенка открыто выражают недовольство им, подчеркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему должного внимания. Частые напоминания об этом могут сделать его равнодушным к окружающим, а также способствовать развитию изоляции и отчуждения.

Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения имеет свои особенности, в зависимости от состояния нарушения зрения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушением зрения должны регулярно получать консультации и помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога. Это способствует гармоничному развитию ребенка.

Воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей следующие знания:

- особенности развития ребенка с патологией зрения;

- влияние дефекта на формирование психических функций;

- двигательные, социальные и другие навыки;

- методы и приемы формирования и развития навыков ориентации в пространстве;

- восприятие предметов и явлений окружающего мира;

- умение общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми;

- навыки самообслуживания;

- исследование и познание окружающего мира ребенка при помощи сохранных чувств.

Семья должна правильно относится к ребенку с нарушением зрения, как к здоровому, полноценному человеку. Важно, чтобы у всех членов семьи был правильный настрой. Ребенку нужны не жертвы, а нормальное отношение, основанное на настоящей любви. Только принятие ребенка с нарушением зрения в семье способствует адекватному восприятию ребенком самого себя, а в будущем способствует лучшей социализации в обществе, возможности большего развития компенсаторных способностей.

Важно выбрать правильную модель воспитания и адекватное отношение к ребенку, при котором он воспринимается здоровым, но имеет ряд особенностей, связанных со зрением, которые необходимо учитывать при воспитании. Эта позиция создает успешные условия для развития личности ребенка.

Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями зрения

1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему, чем вы занимаетесь в данный момент.

2. Перечисляйте все, что вы делаете с ребенком ( например: «Сейчас мы постираем. Вот мыло»).

3. Спокойно повторяйте адресованные ребенку слова, просьбы, указания, которые он не слышал из-за нестабильности внимания, присущей детям с нарушениями зрения.

4. Научите ребенка внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы.

5. Воспользуйтесь «золотым правилом» : ««Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте с ребенком экскурсии и обязательно стимулируйте его желание знакомиться с предметами.

6. Научите ребенка рассматривать окружающие предметы не только зрением, но и наощупь.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения»
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 04:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смокотина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД