МААМ-картинки

Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника

Екатерина Вишнякова
Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».

Вишнякова Е. О. - воспитатель ГБДОУ № 28 г. Санкт-Петербурга

Цель: показать, насколько важна роль семьи в воспитании и в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

"Главный смысл и цель

семейной жизни - воспитание детей".

В. А. Сухамлинский

Публикация «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста черезвычайно важна, ведь малыша необходимо подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить навыкам общения, элементарным знаниям, а также - любви и заботе. Семья – главный институт воспитания человека. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса. Родители - это первые воспитатели и учителя ребенка. Именно в окружении родных, близких людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе, которые остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, которая регулируется определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи. Воспитание в условиях семьи, на первый взгляд, процесс незаметный, но очень значимый. Оно протекает естественно, складывается из системы методов и мер, которые используются в семье. Семейное воспитание имеет ряд требований:

- каждый ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и доброжелательности;

- родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть;

- воспитательное воздействие на ребенка должно быть соразмерно его

индивидуальным особенностям;

- родители должны быть требовательны к ребенку, но при этом не грубы;

- личность родителей является моделью поведения для ребенка, которой он подражает;

- воспитание ребенка должно быть построено на положительных впечатлениях и примерах;

- манеру общения в семье необходимо поддерживать в веселом и оптимистичном тоне.

Основная цель семейного воспитания формирование и развитие личности ребенка. Он должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Важно обучить ребенка полезным навыкам, развивать положительные черты характера, научить справляться с недостатками. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Полученные навыки и знания до школы, будут являться фундаментальными. Обычно принципы, заложенные в раннем возрасте, определяют личность человека в будущем.

В первый год жизни ребенка родители должны создать ему благоприятные моральные физические и санитарно-гигиенические условия. В данный период ребенок уже требует внимания к своим потребностям, и выражает свои желания по-своему. Задачей родителей является различать капризы ребенка и его реальный потребности. Потребности должны быть удовлетворены, а капризы игнорироваться. В результате, свои первые моральные уроки ребенок получает в семье. После чего у него вырабатывается система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремится все потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову «нельзя».

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является

игра. Дети трех - четырех лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенок познает окружающий его мир. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Родителям должны незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные начала у ребенка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей. В разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков, слов и предложений. С целью развития речи родителям необходимо учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное

время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида

занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

Ребенок растет, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим. Именно в семье ребенок начинает трудиться, формируется его привычка и любовь к труду.

Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. И помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что «семья учит жизни делом, а не словом».

Публикации по теме:

«Роль семьи в воспитании моральных качеств дошкольника.» «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их!» В. А. Сухомлинский «Характер и нравственное поведение.

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника» Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника». Воспитатель Шурыгина О. В. МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В тоже время в этот.

«Роль семьи в воспитании ребенка». Консультация для родителей РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

«Роль семьи в воспитании ребенка». Консультация для родителей «Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». Эрих.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый.

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношениемРоль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением В последние годы отмечается высокий рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Все меньше детей, речь которых развивается без.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 21:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Вишнякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД