Екатерина Вишнякова
Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника
Статья: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».
Вишнякова Е. О. - воспитатель ГБДОУ № 28 г. Санкт-Петербурга
Цель: показать, насколько важна роль семьи в воспитании и в формировании личности ребенка дошкольного возраста.
"Главный смысл и цель
семейной жизни - воспитание детей".
В. А. Сухамлинский
Публикация «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста черезвычайно важна, ведь малыша необходимо подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить навыкам общения, элементарным знаниям, а также - любви и заботе. Семья – главный институт воспитания человека. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса. Родители - это первые воспитатели и учителя ребенка. Именно в окружении родных, близких людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе, которые остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, которая регулируется определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи. Воспитание в условиях семьи, на первый взгляд, процесс незаметный, но очень значимый. Оно протекает естественно, складывается из системы методов и мер, которые используются в семье. Семейное воспитание имеет ряд требований:
- каждый ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и доброжелательности;
- родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть;
- воспитательное воздействие на ребенка должно быть соразмерно его
индивидуальным особенностям;
- родители должны быть требовательны к ребенку, но при этом не грубы;
- личность родителей является моделью поведения для ребенка, которой он подражает;
- воспитание ребенка должно быть построено на положительных впечатлениях и примерах;
- манеру общения в семье необходимо поддерживать в веселом и оптимистичном тоне.
Основная цель семейного воспитания формирование и развитие личности ребенка. Он должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Важно обучить ребенка полезным навыкам, развивать положительные черты характера, научить справляться с недостатками. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Полученные навыки и знания до школы, будут являться фундаментальными. Обычно принципы, заложенные в раннем возрасте, определяют личность человека в будущем.
В первый год жизни ребенка родители должны создать ему благоприятные моральные физические и санитарно-гигиенические условия. В данный период ребенок уже требует внимания к своим потребностям, и выражает свои желания по-своему. Задачей родителей является различать капризы ребенка и его реальный потребности. Потребности должны быть удовлетворены, а капризы игнорироваться. В результате, свои первые моральные уроки ребенок получает в семье. После чего у него вырабатывается система нравственных привычек и понятий.
На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремится все потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову «нельзя».
В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является
игра. Дети трех - четырех лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенок познает окружающий его мир. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Родителям должны незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.
Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные начала у ребенка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей. В разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков, слов и предложений. С целью развития речи родителям необходимо учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.
В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное
время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида
занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.
Ребенок растет, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим. Именно в семье ребенок начинает трудиться, формируется его привычка и любовь к труду.
Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. И помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что «семья учит жизни делом, а не словом».