Татьяна Николаевна Мазнева
Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Одной из значимых задач дошкольного образовательного учреждения выступает патриотическое воспитание детей. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей. Педагогическая мудрость гласит: " Все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье". Именно семья является главным институтом воспитания. В семье у ребенка формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Полное раскрытие личности ребенка возможно через включение его в культуру собственного народа, поэтому приобщение ребенка к культуре своего народа является важной составляющей патриотического воспитания.
Публикация «Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет следующие задачи:
• воспитание у ребенка любви и уважения к своей семье, дому, улице, детскому саду;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• расширение представлений о России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Решение этих и других задач можно проследить во всех видах деятельности ребенка: в игре, в быту, в труде. Эти виды деятельности не только формируют взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками, но и воспитывают в ребенке патриотические чувства.
Для детей дошкольного возраста Родина начинается с семьи, с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья. Необходимо как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они родились и живут воспитывая чувство гордости за свой город. Необходимо приучать детей бережно относиться ко всему тому, что создано старшим поколением.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических
чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и
стихов для разучивания.
Одним из эффективных методов в патриотическом воспитании выступают семейные встречи, очень важно сюда вовлекать старшее поколение - дедушек и бабушек, проявляя интерес к их заслугам. Во время семейных встреч детям можно предложить расспросить старшее поколение о том, как они раньше жили, кем работали, чем занимались. Благодаря именно таким душевным встречам дети познают историю своей семьи. С формирования положительного отношения к самым близким людям, к престарелым родственникам закладываются патриотические начала. От того, как родители относятся с своим родителям, зависит то, как их дети потом будут относиться к ним. Родители должны позаботиться о передаче подрастающему поколению житейского, духовного опыта.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому при организации праздников, мероприятий, акций педагоги стараются вовлекать в них родителей, ведь взаимодействие с родителями имеет большое значение в патриотическом воспитании. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
• консультация, собрания;
• досуг, экскурсии выходного дня;
• экскурсии к памятникам ( данные экскурсии являются методом познания ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны);
• рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
• встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др;
• подготовка тематических выставок, лэпбуков;
• оформление групповых комнат;
• благоустройство ДОУ;
• конкурсы семейных проектов, поделок, фотографий: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», и т. д. ;
• выставки детских работ патриотической тематики «Танки на войне», «Какие бывают самолеты», «Дороги войны» и т. д.
Безусловно, это все не может передать всю полноту работы по данному
вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по патриотическому воспитанию, и здесь задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Благодаря взаимодействию с семьями воспитанников можно успешно решать задачи воспитания у дошкольников чувства гордости за свою семью, стану, чувства причастности к нашей истории, чувства уважения и любви к Родине.
Таким образом, организуя процесс патриотического воспитания воспитатели планируют вовлечение родителей в педагогический процесс, способствуют повышению их компетентности в вопросах патриотического воспитания, планируют организацию детско-родительских мероприятий патриотической направленности, привлекает родителей к участию в мероприятиях, праздниках, акциях.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Список литературы
1. Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М. : Перспектива, 2012. - 248 c.
2. Александрова Е. Ю., Гордеева, Е. П., Постникова, М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий: учеб. пособие / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова - М. : Учитель, 2007. - 213 с.
3. Зацепина М. Б. “Дни воинской славы” - М. : 2008.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : 2003.
5. Савченко В. И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников / В. И. Савченко. – Москва : Детство-Пресс, 2013. – 320 c.