Никифорова Наталья
Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой - все это в совокупности служит основой поступательного развития. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей родителями не созданы все необходимые условия, а именно, нерегулярное пребывание ребенка на воздухе (около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки, даже при благоприятной погоде, дефицит ночного сна (большинство родителей в праздничные и выходные дни детей днем не укладывают спать, это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду.) Известно, что систематическое сокращение длительности ночного сна приводит к хроническому недосыпанию, которое может стать причиной нервно-психических расстройств, снижает защитные реакции организма ребенка. Многие родители укладывают детей спать после 21.30 (42% случаев); в 10% случаев- после 22.00, это происходит из-за того, что дети злоупотребляют просмотром телепередач. Некоторые дети проводят у телевизора до 1,5-2 часов. Подобное времяпрепровождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а дополнительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат. После просмотра телепередач в вечерние часы нервная система оказывается перевозбужденной, ребенку трудно быстро уснуть, а сон часто бывает беспокойным, прерывистым. Достаточно серьезные нарушения в семье происходят и в организации питания детей. Некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения между приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко – к дисфункции желудочнокишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды: насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок. Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно. Поэтому, чтобы дети чувствовали себя хорошо и в детском саду и дома надо, чтобы требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными