Наталья Башминова
Роль семейного воспитания в невротизации ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяют три типа СДВГ:
1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внима-ния. Это самая распространенная форма СДВГ.
2. Невнимательный тип : превалируют нарушения внимания.
3. Гиперактивный тип : доминирует гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ [2, с. 94].
Публикация «Роль семейного воспитания в невротизации ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. В результате неправильного воспитания такой ребенок ожесточается, у него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным» ребенком.
Дети с СДВГ вносят в семью ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот, ребенок не оправдывает их ожиданий. Родители как можно раньше должны быть ознакомлены с проблематикой и со специфическими особенно-стями развития своих детей. Они как можно раньше должны понять, что будут воспитывать ребенка в сложных условиях, и сознательно подойти к этой трудной работе [32, с. 101].
Правильное отношение к ребенку проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех его особенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного времени сосредоточенно работать или выполнить задание так, как требуется, терпение при работе с ним, готовность ему помочь всегда, когда это требуется [7, с. 23]. Важным условием, серьезно влияющим на результаты и жизненные успехи таких детей, является продуманная система требований, которые родители предъявляют ребенку, начиная с самого раннего возраста, но всегда с учетом возможностей ребенка. Многие ошибки в семейном воспитании у детей допускаются из-за недостаточного знания всей проблемы. Родители, желающие помочь своему ребенку, часто в этом желании остаются одинокими, без необходимого профессионального руководства [30, с. 24].
Таким образом, семейное воспитание ребенка с СДВГ является составной частью системы заботы о нем. Оно вместе с врачебной, психологической и специальной педагогической помощью способствует оздоровлению ребенка и вовлечению его в жизнь общества [4, с. 13].
Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего матери к ребенку, с тем чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности - значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение [27, с. 48].
Существует несколько типов неправильного воспитания, каждый из кото-рых может обернуться для ребенка негативными последствиями:
«Кумир семьи» - если любой каприз ребенка будет исполняться по первому требованию, то первое же «нет», которое он услышит впоследствии, способно спровоцировать истерический невроз : у детей чаще всего формируется стойкое убеждение, что все должны жить только ради них.
Гиперопека – излишняя забота и беспокойство не сделают ребенка умнее, здоровее или талантливее, а вот неврозы у детей она может спровоцировать.
Гипоопека – убеждение родителей в том, что если ребенку уделять мини-мум внимания, то он станет самостоятельным и ответственным является одной из наиболее распространенных причин нервоза у детей. Из такого отношения вырастает вспыльчивость, агрессивность, неуправляемость.
«Золушка» или «Ежовые рукавицы» - тип воспитания, при котором для ребенка применяются только наказания, а любые удовольствия – под запретом [21, с. 129].
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой постановки завышенных требований, которые он не в состоя-нии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями) [19, с. 64].
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это не проблема вос-питания, но среда окружения оказывает большое влияние на развитие симптоматики СДВГ. Нарушение сна, двигательная и речевая активность, импульсивные поступки детей – все это может провоцировать не только нарушение детско-родительских отношений в семье, где есть ребенок с СДВГ, но и конфликты между супругами, разводы, депрессии матерей. Кроме того, уставшие родители, которых окружающие обвиняют в неумении воспитывать ребенка, не обладающие к тому же информацией об особенностях взаимодействия с детьми с СДВГ, очень часто прибегают к физическим наказаниям, к вербальной агрессии (оскорблениям, что не может не усугубить симптомов заболевания [13, с. 26].
В расширенных семьях в конфликт вовлекаются и другие члены семьи: бабушки, дедушки, братья и сестры ребенка, соседи и др. В центре ситуации находится ребенок, но его проблемы напрямую и опосредованно должны ре-шать родители. Родители ребенка с СДВГ находятся в постоянном состоянии стресса, а поскольку ребенок гиперчувствителен, то и он страдает от этого.
Важно помочь родителям осознать проблему, перестать винить себя и научиться эффективным способам взаимодействия с ребенком [6, с. 5].
Для того чтобы научиться регулировать отношения в семье и собственное состояние, следует осознать и понять природу СДВГ и особенности поведения ребенка. Если родители находятся в состоянии стресса, чувствуют вину, безысходность, отчаяние, необходимо найти в их окружении людей, которые окажут им помощь, как физическую, так и моральную. В противном случае многим мамам грозит состояние депрессии и требуется медицинская помощь [17, с. 19].
Ребенку с СДВГ особенно необходимо внимание родителей.