Ирина Маяцкая
Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии оценки социального поведения
детей дошкольного возраста.
В современном обществе деятельность людей основана на коллективном сотрудничестве, поэтому, начиная с детских лет необходимо воспитывать у будущих граждан умение жить в коллективе: вместе играть, трудиться совместно, ответственно относится к делу. Воспитание навыков и привычек к совместной деятельности с другими, выполнение обязанностей по отношению к коллективу не могут быть сформированны в процессе индивидуальных контактов воспитателя с детьми или индивидуальных взаимодействий детей, эти качества личности могут быть воспитаны только в совместной деятельности, в которой детьми решаются общие задачи и общие усилия направляются к единой цели. В процессе деятельности, которая объединяет детей общим замыслом, общими переживаниями, возникает потребность в распределении поручений, согласовании действий, в необходимости подчинять собственные желания требованиям других. Совместная деятельность, вызывая согласование действий, общие чувства и переживания, тем самым организует детей и формирует навыки социального поведения.
Темочки:
Воспитание устойчивости поведения, складывание характера и волевых качеств на ступени дошкольного возраста служит предпосылкой последующего, более эффективного развития организованных форм поведения. Упустить этот возраст – значит, многое перевоспитывать в дальнейшем.
Рассматривая организованное поведение в плане взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, мы подчеркиваем значение этого качества в складывании начал коллективизма.
Организованность поведения является важной стороной морального поведения детей и проявляется в знании правил и умении их выполнять, подчинятся общим требованиям, в готовности совместными усилиями достигать поставленной цели, согласовывая между собой действия.
Мы убеждены, что рассматривать какую-то одну сторону социального поведения невозможно : оно проявляется и формируется в тесной связи с другими нравственными качествами. Развитие их на более ранней ступени дошкольного возраста, является основой воспитания социального поведения.
На ступени дошкольного возраста дети приучаются действовать заодно с другими детьми - играть вдвоем, в небольшом коллективе, вместе убирать игрушки, что-то строить, направлять действия к единой цели, подчиняться правилам игры.
Дети усваивают важные для развития социального поведения культурно-гигиенические навыки, некоторые правила поведения в обществе сверстников, которые, прежде всего, предполагают развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Осваивая нормы опыта социального поведения, принятые в группе, дети непременно проявляют активность; она выступает в умении сдерживать себя, управлять своими чувствами, желаниями, порой мешающими выполнять свои обязанности по отношению к другим детям.
Освоение и присвоение ребенком старшего дошкольного возраста норм морали предполагает знание и понимание ребенком сущности нравственных правил и способов поведения в процессе взаимодействия.
Правила, определяющие организованное поведение ребенка и являющиеся основанием положительных взаимодействий его с окружающими, можно представить следующим образом.
Знание и понимание детьми сущности правил взаимодействия :
• что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;
• почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;
• что значит играть дружно, быть справедливым;
• почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;
• что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре;
• что значит учитывать настроение сверстника в общении с ним;
• что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища;
• что такое несправедливость по отношению к слабому;
• почему недопустимо проявлять такие отношения;
• возможных негативных последствий для других своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).
Знание и понимание способов положительного взаимодействия:
• конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность);
• способов исправления своей неловкости и неосторожности;
• способов улаживания конфликтов;
• способов знакомства;
• способов налаживания отношений в разных ситуациях: как включиться в любую коллективную деятельность, как принять в нее сверстника, как тактично отказать в чем-либо и др.
Основными показателями нравственного поведения, которые служат критериями непосредственного опыта социального поведения являются умения :
• с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;
• внимательно выслушивать ответ;
• в вежливой форме отвечать на вопросы;
• доброжелательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;
• научить другого тому, что умеешь сам;
• согласовывать свои действия с действиями сверстников;
• спокойно высказывать свое мнение, вносить предложения;
• соблюдать установленный порядок поведения в группе;
• регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;
• пользоваться способами мирного разрешения конфликтов.
Активность в игре проявляется и в самоконтроле. Этот акт растущего детского самосознания в большей мере, чем что-либо, содействует развитию опыта социального поведения.
Анализируя условия формирования поведения детей, мы видим, что при выполнении четких, точных и всегда посильно трудных требований усиливается роль самоконтроля, именно это побуждает ребенка к постоянному активному усилию, к необходимости организованно вести себя.
Организованность поведения тесно связана с волей. Причины того, что у ребенка не сложился опыт социального поведения можно усматривать, прежде всего, в недостаточном волевом развитии.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в волевом развитии ребенка, особенно эти изменения заметны на седьмом году жизни. Проявление воли есть проявление активности личности. А. С. Макаренко подчеркивал «Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».
Итак, мы приходим к выводу, что поведение, направленное на достижение поставленной цели, на утверждение порядков, правил, традиций, принятых в данном обществе и помогающее устанавливать слаженные взаимоотношения, является организованным, в нем мы отчетливо видим тенденцию к совпадению морального требования и характера поступков детей. И, наоборот, хаотичность детской деятельности, отсутствие в ней целенаправленности, неумение согласовывать свои действия с другими детьми, считаться с ними, поведение, противоречащее принятым в детском саду устоям, порядкам, будет неорганизованным.
Организованным мы называем такое поведение, при котором ребенок постепенно становится не только исполнителем требований воспитателя, обращенных к нему персонально или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим детям.
Воспитание опыта социального поведения представляет собой сложный процесс. В этом процессе активно взаимодействуют компоненты, представляющие собой обобщенный опыт, который передается детям от взрослых в виде готовых правил, режима, традиций, порядка жизни учреждения или отдельной группы, с другой стороны, это собственная детская жизнь, разнообразная деятельность, в которой складываются взаимоотношения между детьми, требующие ответственности, умение выполнять общее дело к установленному сроку, согласовывать действия, направляя их к общей цели.
Д. Б. Эльконин подчеркивал: «Лишь активное усвоение ребенком практических умений, научных знаний, норм поведения в процессе определенным образом организованной деятельности может превратить усвоенное в подлинное достояние детской личности и тем самым поднять ее на более высокую ступень развития».
В общей характеристике морального облика ребенка организован-ность поведения имеет большое значение, она помогает ребенку найти свое место и определить свою роль в общественном порядке, в жизни формирующегося коллектива. Формирование личности – это целостный процесс, в котором осуществляется одновременно развитие многих качеств, умственных и физических сил, моральных привычек, чувств, отношений.
В анализе организованности дошкольников мы постоянно обращались к роли совместной деятельности детей, значению правил в формировании опыта социального поведения, и здесь мы видим очень тесную связь в развитии игровой деятельности, как ведущей деятельности, ребенка дошкольника и формировании опыта социального поведения.
Таким образом, можно утверждать, что в игре, как ни в какой другой деятельности, происходит более естественное формирование опыта социального поведения и положительных взаимодействий, становление нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Список используемой литературы:
1. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Уч. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. -368 с.
2. А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – М., 1958г. [электронный ресурс]. – Режим доступа : https://elib.gnpbu.ru/text/makarenko_pedagogicheskie-sochineniya/ (дата обращения 25.12.2017)
3. Эльконин Д. Б Психология игры. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 360 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 20.01.2018)