Яна Комарь
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников.
С раннего детства наши мамы и бабушки рассказывают нам сказки, это уже своего рода традиция, которая передается из поколения в поколение. Сказка дарит ребенку ощущение уверенности, спокойствия, близости, особенно когда мама читает перед сном. Помимо психологических аспектов, сказка играет значимую роль в воспитании ребенка и познании им окружающего мира. Поэтому без сказки невозможно обойтись в детском саду, планируя образовательно-воспитательный процесс.
Публикация «Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Здесь мы начинам знакомство со сказкой с младших групп. Уже в этом возрасте, рассказывая русские народные сказки «Репка», «Теремок», мы учим детей быть дружными и помогать друг другу. А при знакомстве со сказкой «Маша и медведь» предостерегаем от попадания в сложные ситуации. «Гуси–лебеди» воспитывает послушание и уважение к родителям, «Бобовое зернышко» – заботу о ближнем.
В старших группах мораль сказок «Хаврошечка», «Морозко» говорит о том, что справедливость восторжествует, а зло будет наказано, и если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку.
Дети как никто иной проявляют тягу ко всему сказочному, именно поэтому сказка очень важна для детей, она знакомит их с миром литературы, в котором сказка играет очень важную роль. В русских народных сказках мы встречаем добро и зло, смелость и трусость, трудолюбие и лень. А также основы доброты, справедливости и дружелюбия. Например, всем известная сказка «Репка» учит взаимопомощи. Сказка «Кот и петух» - это помощь друга, «Морозко» – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана, «Теремок» учит дружить, «Сказка о золотой рыбке» высмеивает жадность и зло. И таких примеров можно привести очень много. А ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя, а когда добро побеждает зло, очень радуется. Например, ребята переживают за героев, на которых выпали трудные испытания в сказке «Царевна-лягушка».
Важно, чтобы дети понимали, что добро всегда побеждает, как в сказке о Золушке. Герои сказок всегда наделены такими качествами как смелость, доброта, смекалка и умение стойко переносить трудности. Все эти положительные качества мы стремимся воспитать и привить нашим детям. Именно сказка помогает ребенку оценивать свои поступки и переживать за поступки окружающих людей. Конечно же, осознание поступков детьми происходит не само по себе, важную роль здесь играет воспитатель, который должен помочь дошкольнику это понять. Таким образом, русские народные сказки формируют у воспитанников нравственные представления о нормах социальных отношений и поведении, стремление подражать положительным героям.
Сказка – это духовное богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Народная мудрость русских сказок воспитывает в детях гордость за свой народ. Например, «Илья Муромец», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» вызываю интерес к жизни русских героев, формируют понятие «единства всех живущих на земле людей». Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей у дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению интереса к традициям русского народа и его обычаям.
Во многих сказках внимание детей привлекается к красоте русской природы, к внешнему виду животных и птиц, их образы всегда яркие и запоминающиеся. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь.
Очень трудно перечислить все, чему учат сказки, ведь их вклад в воспитание детей – огромен.
В сказках мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети воспринимают. Сказки обладают притягательной силой, позволяющей воспитанникам постигать взрослый мир чувств и переживаний через сказочные образы.
В детском саду после чтения или рассказывания сказок педагоги всегда беседуют с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. По прочитанным сказкам с дошкольниками организовываются инсценировки, в которых дети изображают любимых сказочных героев, постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения.
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы. Различные формы работы: беседы, занятия, сказкотерапия, творческие виды деятельности, игры, драматизация, развлечения, все это помогает дошкольникам почувствовать особенности национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека.
Большой вклад для приобщения детей к русской культуре вносит работа с родителями. Их помощь в изготовлении альбомов, иллюстраций к сказкам, персонажей и декораций для театральной деятельности, а также создание в группе библиотеки сказок, неоценима. Дети с желанием слушают сказки, как в детском саду, так и дома.
Хочется, чтобы чтение или рассказывание русских народных сказок стало доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу как в доме так и в детском саду.