Eлена Цой
Роль родителей в показном потреблении детей старшего дошкольного возраста
Роль родителей в показном потреблении детей старшего дошкольного возраста
Cемья для ребенка является первой школой взаимоотношений с людьми и социумом. Условием развития ребенка является общение, которое в настоящее время искажается через призму информационной среды и процесса потребления. В детских учреждениях дети часто играют с игрушками, которые принесли из дома. Это поведение имеет тесную связь с феноменом «показное потребление». Среди детей дошкольного возраста показное потребление является компенсаторным механизмом трудностей в общении со сверстниками [2].
Публикация «Роль родителей в показном потреблении детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
С нашей точки зрения, стиль семейного воспитания и доминирующий мотив показного потребления детей старшего дошкольного возраста имеют взаимосвязь. Исследование проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 2 «Подсолнух» г. Звенигорода. Всего обследовано 92 ребенка в возрасте 5;6 – 6;2; – 40 матерей и 10 отцов. Анализ стилей семейного воспитания показал, что в представленной выборке 60% семей характеризуются дисгармоничным типом воспитания, 40% – гармоничным. А. Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти [3]. Негармоничный стиль воспитания, по мнению Эйдемиллер Э. Г., существует в семьях, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла [4]. Из результатов гистограммы 1 видно, что у дошкольников из семей с гармоничным стилем воспитания доминируют два мотива показного потребления : «наладить взаимоотношения» -38,2%, «завести новые знакомства» - 29,4%. Высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей, открытость коммуникации позволяет детям из семей с гармоничным стилем воспитания использовать предметы показного потребления для дальнейшего развития коммуникативных навыков в детском коллективе. У детей из семей с дисгармоничным стилем воспитанием доминируют мотивы: «Желание выделиться», «Желание привлечь внимание». Дисгармоничный стиль воспитания в семье провоцирует коммуникативные трудности у дошкольника. Ребёнок начинает использовать предметы показного потребления в качестве компенсации своих трудностей, обусловленных недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля со стороны родителей, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Негармоничное воспитание в семье мешает налаживанию адекватного взаимодействия ребенка в семье, затрудняет его социальную адаптацию. Результаты корреляционного анализа (коэффициент Пирсона) подтвердили, что существует значимая взаимосвязь между стилем воспитания и мотивом показного потребления (r = 0,54, при p<0,01).
Литература:
1. Веблен Т. Теория праздного класса: М. :Прогресс;; 1984.
2. Молчанова Г. В. Потребительская социализация детей : основные направления исследований// Психология обучения. - 2015. - №6. - С. 99-110.
3. Цимерман Ю. А. Демонстративное потребление в современном обществе: институциональный анализ: диссертация. кандидата экономических наук : 08.00.01 Москва, 2007 213 с.
4. Eydemiller E., Yustitskis V. (2006, Psihologiya I psihoterahiya sem’i [Psikhologiya and psychotherapy of family], SPb. : Piter Publ. (In Russian).