Светлана Шуштанова
Роль рисования в приобщении детей дошкольного возраста к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Роль рисования в приобщении детей
дошкольного возраста к русской народной культуре
Аннотация. В данной статье описываются некоторые особенности ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Автор подчёркивает значение рисования и других видов детского творчества в приобщении детей дошкольного возраста к русской народной культуре.
Публикация «Роль рисования в приобщении детей дошкольного возраста к русской народной культуре» размещена в разделах
Ключевые слова: рисование, дети дошкольного возраста, народное декоративно – прикладное искусство.
Ум ребёнка – на кончиках его пальцев
В. А. Сухомлинский
Специалисты утверждают, что рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать. На наш взгляд изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, развивает мелкую моторику рук, приобщает детей к общественно – полезному труду, учит действовать индивидуально и в команде, анализировать свою проделанную работу и работу своих товарищей, т. е. оказывает непосредственное благоприятное, социализирующее влияние на ребёнка. Искусство рисования играет важную роль в развитии личности ребёнка, способствует пониманию им окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической форме.
Каждый ребёнок постоянно меняется, самосовершенствуется. И познание мира является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающему. Знакомство с рисованием, не обязательно в привычной для ребёнка обстановке. Возможно, что первые и запоминающиеся уроки он приобретёт на пляже, когда тонкой палочкой родители нарисуют ему ласковое солнце, или на запотевшем стекле окна, веткой на снегу или рассматривая морозный узор. Таким образом, через нетрадиционное рисование у детей и появится желание сделать что-то самому, показать свои чувства. Эмоции, а это важно для детской души. Впоследствии ребёнок сам убедиться, что рисовать можно всем, чем угодно: мелом, угольком, пальчиком, спелыми ягодами, на мокром асфальте, мыльными пузырями, ложкой по тарелке с кашей и т. д. Когда дети делают первые попытки рисования красками, то получаются настоящие шедевры. Необязательно чётко обводить рисунок по контуру, можно просто увидеть, как случайно упавшая капля краски превращается в распустившийся цветок или в весёлую мордочку. Настоящим открытием для маленьких художников является осознание того, как много в мире красок. Неслучайно в Японии у каждого цвета есть множество оттенков. Для детского сознания наиболее важно увидеть, как новые цвета сами появляются на его глазах. Не умея правильно подбирать соотношение воды и красок, дети часто отчаиваются, когда происходит их смешивание, но видя появление новых оттенков, они с большим энтузиазмом начинают творить. Мы часто являемся свидетелями того, когда детский рисунок вначале был зимним пейзажем, а затем постепенно, включая воображение, на листе появлялись все времена года. Так на дереве с белыми замёрзшими ветками, постепенно появлялись зелёные, а затем жёлтые листья. Рисуя платье для куклы, часто меняются предпочтения выбранных цветов. Так из жёлтого или зелёного, оно может перекраситься в красное или оранжевое и наоборот. Рисование помогает развивать коммуникативные навыки, т. к. дети воспринимают это как игру, средство общения в непринуждённой обстановке, без давления и назидания что он делает что-то не правильно.
На втором этапе, мы стараемся совершенствовать развитие творческого потенциала ребёнка. Знакомим воспитанников с русским народным декоративно – прикладным искусством. Учим видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества. Дети так увлекаются процессом рисования, что стараются и сами выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете.
Только после того, как детям будет привит вкус к этому занятию, можно постепенно знакомить с народными традициями в изобразительном искусстве. Присмотревшись и познакомившись с образцами народных игрушек, различных росписей, декоративных тканей и поделок, дети начинают осознавать их особенности. Например, рассмотрев Дымковскую барышню, дети понимают простоту и одновременно красоту этого узора. С помощью разноцветных полосок, штампов и методом тычка, можно украсить традиционную Дымковскую игрушку. А название «Дымка», ассоциируется у ребят с белым цветом, дымком.
Узнав основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, наши воспитанники учатся самостоятельно изображать стилистический особенности Хохломской росписи. Нетрадиционное рисование здесь тоже имеет своё отражение. Нарисовать листочки здесь тоже можно с помощью примакивания кисточки или её концом, ягод – штампами или ватной палочкой с помощью приёма тычка. Фон узора – закрашивая лист методом рисования по мокрой бумаге и т. д.
Научившись в средней группе смешивать цвета, получая из синей и белой красок – голубой и бледно голубой, ребята самостоятельно приходят к выводу о том, что из нескольких оттенков одного цвета, может получиться настоящий поэтический мир.
Не стоит отчаиваться тем родителям, чьи дети рисуют не так уж хорошо, как хотелось бы. Ребёнка нужно настраивать на то, что у него всё получится, польза от самого процесса нисколько не уменьшается, ведь здесь важно понять, что каждый рисунок малыша – это его собственное видение на мир.
Кроме развития творческих способностей, большое значение уделяем и развитию коммуникативных навыков своих воспитанников, стараемся помочь им установить контакт друг с другом с помощью художественно – эстетической творческой деятельности. Оказываем детям помощь при составлении узора, используя геометрические фигуры: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя несколько цветов (по форме или цвету). Помогаем выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, животных. Обращаем внимание детей на передачу колорита определённой росписи, её характерную композицию. Бывают ситуации, когда трудно удержать ребёнка на одном месте, поэтому в своей работе мы часто используем игровые ситуации, которые актуальны и в начале, и в конце занятия. Например «одевание» дымковских игрушек – использование трафаретов с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «Художественные салоны», «выставки народного искусства» и др.
На наш взгляд все виды творчества взаимосвязаны, то же самое стараемся донести до детей, показать им синтез звука и цвета. Ведь без музыки невозможно развитие цветового, образного восприятия красок. Во время рисования часто используем мелодии русских народных песен – весёлых, задорных, более всего подходящих по характеру к данным изделиям. Как бы не были насыщены и интересны занятия, но наглядный пример художников прошлых лет и современных мастеров изобразительного искусства они заменить не могут. Поэтому стараемся дать возможность нашим детям посещать выставки работ Арзамасских художников в городском выставочном зале, краеведческого музея г. Арзамаса, выставки народного искусства и т. д.
Дети с помощью простых приёмов нетрадиционного рисования знакомятся и приобщаются к народным художественным промыслам, традициям и бережному отношению к ним.