ольга дорофеева
Образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуре «Капустные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» п. Газопровод
Елецкого муниципального района
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по познавательно-речевому развитию
в средней группе:
Подготовил воспитатель:
Дорофеева Ольга Юрьевна.
Ноябрь
2014год
]
Цель:
Публикация «Образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуре „Капустные посиделки“» размещена в разделах
- Капустник, 8 октября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Знакомить детей с народными обычаями, развивать творческую активность и артистизм. Поддерживать интерес детей к познанию жизни своих предков.
Задачи:
Образовательные :
-Знакомить детей с жизнью своих предков
-Обогатить словарь детей новыми словами - предки, закрома, кадка.
-Закрепить умение детей играть в народные игры.
-Познакомить с процессом засолки капусты
Развивающие:
-Развивать интерес к культуре русского народа
-Расширить кругозор детей, их речь
-Совершенствовать умение рассказывать пословицы и поговорки
-Развивать художественно-творческую активность детей.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство любви к Родине, народным обычаям и традициям.
-Способствовать радостной доброжелательной атмосфере на занятии.
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, трудовая (засолка капусты, музыкальная (пение).
Планируемый результат: сформированность у детей среднего возраста понятие о предках; представлений о праздновании праздников в старину и особенностях засолки капусты; знаний русских народных игр, пословиц и поговорок.
Предшествующая работа: разучивание с дошкольниками русских народных хороводов, сценок из жизни русского народа, подвижных игр. Отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок, примет об овощах, осени.
Материал для занятия: уголок в русском стиле, корзина с капустой, русские народные костюмы для детей, кадка, самовар, угощенье, фартуки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:- Ребята, мы с вами в какой стране живём?
Дети:- В России.
Воспитатель:- Наша страна- Россия очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними.
- Кто такие предки? (ответы детей).
- Ребята, а вы любите праздники?
- Какие вы знаете праздники?
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали не совсем так, как сейчас. Хотите узнать как?
Тогда давайте заглянем в прошлое.
Показ презентации
Воспитатель: - Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, с перезвоном колоколов. Давайте послушаем перезвон колоколов. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Бедным людям дарили подарки и угощали вкусной едой. На празднике люди водили хороводы, пели песни, плясали, затевали весёлые игры, давайте и мы с вами поиграем в старинную русскую игру «Яша».
Народная хороводная игра «Яша»
Воспитатель:-На Руси люди любили все времена года, но особенно ждали осень. Любили это время за то, что закончены основные работы в полях, садах, огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. Закрома- это помещение где наши предки хранили собранный урожай. Чтобы собрать хороший урожай, людям приходилось много трудиться. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
- Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о труде?
Дети:- Труд человека кормит, а лень портит!
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда!
-Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет!
Воспитатель:-Был обычай у русских людей, как заканчивались полевые работы и был собран урожай в закрома, они коротали осенние вечера, устраивав посиделки.
Вот и у нас огородные хлопоты позади. Убрали мы последний овощ с огорода. А какой, отгадайте загадку.
- Я на грядке родилась
В сто одёжек нарядилась
Все одёжки без застёжки
Кочерыжка в место ножки.
-Ребята, а вы знаете стихотворения про капусту?
Дети читают стихотворения про капусту :
Люди кислую капусту
И хрустящею, допустим,
Все почти что, любят кушать.
Её варят, жарят, тушат.
Часто ложат в пирожки
Из просеянной муки.
И в салат она годится
Очень вкусная вещица.
Её на зиму шинкуют,
Солят, квасят, маринуют.
Ведь капуста, как известно,
Во всех видах нам полезна.
Она раны очищает
И от стрессов защищает,
И лечебна, и вкусна-
Она нам всегда нужна.
Воспитатель:-В стародавние времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Праздник называли «Капустник». Молодые люди ходили из дома в дом рубить капусту, засаливали её в кадки. Кадка- это бочка для соления огурцов, помидоров, капусты. Но при этом люди умели повеселиться: пели песни, частушки, водили хороводы. А хозяева угощали их вкусными пирогами с капустой. Давайте с вами вспомним какие пословицы народ сложил о капусте.
Дети: - Ни один рот, без капусты не живёт!
- Без капусты в огороде пусто!
- Без картошки, хлеба да капусты - какая еда!
Воспитатель:-Наши предки выращивали капусту и первыми изобрели способ её заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Вместе с рубленой капустой заквашивали даже огурцы и яблоки.
Давайте мы с вами устроим капустные посиделки как в старые добрые времена.
Инсценировка «Капустные посиделки»
(Раздаётся стук в дверь). Входит хозяин с хозяйкой.
Воспитатель:- Здравствуйте гости дорогие!
Ребята, давайте с гостями поздороваемся и пригласим пройти к нам.
Дети:- Дорогие гости будьте как дома, проходите к нам!
Хозяйка:- Вы капусту рубили?
Дети:- Нет, не рубили.
Хозяйка:- Вы капусту солили?
Дети:- Нет, не солили.
Хозяйка:- Вот, пришли вам пособить, да капусту порубить!
Воспитатель:- Как хорошо у нас будут помощники.
Хозяин: А ну-ка девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать и за работу принимайтесь.
(Дети надевают фартуки и приступают к работе)
- Чищу, режу я капусту,
- И морковочку потру.
- Посолю её немножко
- А теперь я всё пожму
- И в бочонок уложу.
- Лиза яблочки положет
- Степа будет прессовать,
- А когда она забродит,
- Станем палкой протыкать.
- Пару дней она бродила
- Надо в погреб выносить
- А нетто её придётся
- Козам всю потом скормить.
Воспитатель: - Пока беседа велась и работа сделалась. Спасибо за помощь гости дорогие.
Хозяин:- Недаром говориться -«Сделал дело, гуляй смело!»
Хозяйка:- Полна кадка квашена, значит пришло время для веселья.
Ребенок: Выпьем чай из самовара
С сухарями с сушками
Со сладкими ватрушками.
С бубликами вкусными
С пирогами русскими.
Звучит русско-народная музыка. Дети проходя за столы.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
Хозяин: - Спасибо за пироги и ватрушки
Воспитатель: -И вам спасибо за помощь. А теперь честной народ заводите хоровод!
Исполняется хоровод «Я капустицу полола».
Итог деятельности
Воспитатель: Вам понравились наши посиделки?
-А как они назывались?
Чем мы занимались?
В чём квасили капусту?