Приложение МААМ

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей

ок
Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они рас-положены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, являет-ся источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно взрослые берут на себя ответственность создать такие условия, кото-рые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Сековец и др.

Публикация «Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей» размещена в разделах

Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и ис-пользуется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет чет-кого и однозначного научного определения.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В самом общем смысле понятие «среда» понимается как «окружение». Наряду с термином «среда» активно используется ещё целый ряд терминов, таких как «среда человека», «окружающая сре-да». Развивающая среда - это единство социальных и природных фак-торов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или дол-говременно на жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, соб-ственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка[3]. Не удиви-тельно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка, в том числе на его творческое развитие.

Актуальность проблемы обуславливается тем, что многие ис-следователи сводят тему человеческих способностей к рассмотрению творческой личности : не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».

Творческий человек - это не только тот, кто пишет стихи или музыку. Это тот, кто может создавать нечто новое, отличное от того, что уже есть. Это способ взаимодействия с миром, даже образ жизни, в некотором смысле. Для любой задачи, которую ставит перед ним жизнь, творческий человек найдет свое решение, увидит то, что не видят другие. А значит, его возможности шире. Принято считать, что творческие способности - это дар от природы. Да, возможно, гениаль-ность дана не всем, а вот просто творческие способности можно раз-вить. И родители могут в этом помочь или помешать своим детям.

Современное общество предъявляет всё более сложные требо-вания к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содер-жания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обла-дающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки.

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффектив-ное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, ме-ханизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про-явлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материаль-ный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явленияё события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, об-щении, рисунках, поделках и т. д.

В общем, обогащенное развитие - это развитие всех потенци-альных индивидуальных возможностей каждого ребенка [1].

Существуют разные взгляды на способы развития творческих способностей детей. В педагогической среде распространенным явля-ется мнение о том, что творческие способности учеников эффективно формируются в результате выполнения специальных "творческих" заданий, например: добавить рифму, решить хитроумную задачу, взя-тую из книги и т. п. Такое понимание творческого развития ребенка основано на применении знакового, субъект-объектного подхода в обучении. Ученик рассматривается как пассивный объект педагогиче-ского воздействия, а задание, которое дает учитель, как инструмент такого воздействия. При данном подходе недостаточно учитывается инициативность самого обучаемого, мотивационно-смысловой фактор - внутренняя мотивация, являющаяся определяющий в творческом процессе [2].

Процесс выполнения навязанного "творческого" задания, как правило, не становится личностно-значимым. Он обычно связан с мо-тивацией достижения (получением высокой отметки) или социального одобрения (похвала учителя, следовательно, не способствует форми-рованию творческой личности, не приводит к созданию оригинальных творческих продуктов, в которых отражаются интересы ребенка, во-площается его уникальный индивидуальный опыт. Это объясняется тем, что на основе анти-субъектного подхода, психика ребенка рас-сматривается как совокупность отдельных психических функций, то есть учитель в процессе обучения пытается развивать его интеллекту-альные, мнемические способности и т. д., в том числе и творческие, упуская из виду саму личность ребенка как целостного свободного субъекта, уделяя недостаточно внимания формированию у школьни-ков познавательной потребности и активной жизненной позиции со-зидателя, творческой личности.

Заметим, что недостаток или перенасыщение эстетического компонента среды могут негативно отразиться на развитии эстетиче-ских чувств и вкусов детей, а также на развитии их творческих ка-честв. В истории известны примеры, когда скромные возможности школы в организации среды с точки зрения эстетики сочетались с вы-соким уровнем эстетической и творческой отзывчивости детей (сель-ская школа В. А. Сухомлинского). А пышность отдельных купеческих, мещанских школ не делала учащихся более восприимчивыми к красо-те и готовыми преобразовывать ее творчески. В связи с этим Л. П. Печ-ко делает вывод, что доминирующим в плане эстетического и творче-ского влияния на детей является эффект духовно-эстетической, куль-турной, педагогической организации образовательной среды учебного учреждений [4].

Все это говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию эстетического компонента образовательной среды учебных учреждений. Кроме того, для развития творческих способностей уча-щихся представляется важным, чтобы образовательная среда была «открыта» для детей, чтобы они имели возможность ее изменять (при-вносить в нее продукты своего творчества, принимать активное уча-стие в совершенствовании образовательной среды современной шко-лы.

Литература

1. Дружинин В. Н. Психология. – М., 2001.

2. Жданова С. Н. Педагогика эстетического освоения мира: моногра-фия. - Оренбург, 2006.

3. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда детства. — М., 1996.

4. Печко Л. П. Общая и эстетическая культура в образовании и разви-тии личности. – Екатеринбург, 2008.

Публикации по теме:

Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления воспитанников дошкольного образовательного учреждения Известно, что одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Приобщение детей к музыке.

Формирование образовательного потенциала развивающей среды логопедического кабинета детского сада в условиях реализации ФГОС В настоящее время большую актуальность приобрели вопросы обеспечения условий в образовательной организации для полноценного развития детей.

Проект по созданию развивающей среды для развития творческих способностей детей средней группыПроект по созданию развивающей среды для развития творческих способностей детей средней группы Фаза проектирования Противоречия Недостаточное наполнение материалами и оборудованиями мини - центра изобразительной деятельности, для.

Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым.

Роль оригами в развитии творческих способностей детей РОЛЬ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Мелюкова Наталья Николаевна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями речи В жизнь педагогов дошкольных учреждений основательно входит ФГОС ДО. Стандарт направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных.

Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития Актуальность проекта. Развитие ребёнка зависит от того, в каком окружении он растёт – однообразном, стандартном, или разнообразном, насыщенном,.

Роль предметно-развивающей среды в развитии детей старшего дошкольного возраста Важнейшим условием развития личности детей является организация предметно-развивающей среды в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда,.

Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Сопровождение и поддержка педагогов - основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Т. В. Воробьева, педагог-психолог.

К проблеме творчества и творческих способностей в формировании ЭМП в период дошкольного детства Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться содержанием, которое мы вкладываем в это понятие. Под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
Опубликовано: 18 июля 2015 в 17:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем ок (УИ 202066) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД