ок
Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они рас-положены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, являет-ся источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно взрослые берут на себя ответственность создать такие условия, кото-рые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Сековец и др.
Публикация «Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей» размещена в разделах
Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и ис-пользуется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет чет-кого и однозначного научного определения.
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В самом общем смысле понятие «среда» понимается как «окружение». Наряду с термином «среда» активно используется ещё целый ряд терминов, таких как «среда человека», «окружающая сре-да». Развивающая среда - это единство социальных и природных фак-торов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или дол-говременно на жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, соб-ственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка[3]. Не удиви-тельно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка, в том числе на его творческое развитие.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что многие ис-следователи сводят тему человеческих способностей к рассмотрению творческой личности : не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».
Творческий человек - это не только тот, кто пишет стихи или музыку. Это тот, кто может создавать нечто новое, отличное от того, что уже есть. Это способ взаимодействия с миром, даже образ жизни, в некотором смысле. Для любой задачи, которую ставит перед ним жизнь, творческий человек найдет свое решение, увидит то, что не видят другие. А значит, его возможности шире. Принято считать, что творческие способности - это дар от природы. Да, возможно, гениаль-ность дана не всем, а вот просто творческие способности можно раз-вить. И родители могут в этом помочь или помешать своим детям.
Современное общество предъявляет всё более сложные требо-вания к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содер-жания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обла-дающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки.
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффектив-ное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, ме-ханизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про-явлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материаль-ный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явленияё события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, об-щении, рисунках, поделках и т. д.
В общем, обогащенное развитие - это развитие всех потенци-альных индивидуальных возможностей каждого ребенка [1].
Существуют разные взгляды на способы развития творческих способностей детей. В педагогической среде распространенным явля-ется мнение о том, что творческие способности учеников эффективно формируются в результате выполнения специальных "творческих" заданий, например: добавить рифму, решить хитроумную задачу, взя-тую из книги и т. п. Такое понимание творческого развития ребенка основано на применении знакового, субъект-объектного подхода в обучении. Ученик рассматривается как пассивный объект педагогиче-ского воздействия, а задание, которое дает учитель, как инструмент такого воздействия. При данном подходе недостаточно учитывается инициативность самого обучаемого, мотивационно-смысловой фактор - внутренняя мотивация, являющаяся определяющий в творческом процессе [2].
Процесс выполнения навязанного "творческого" задания, как правило, не становится личностно-значимым. Он обычно связан с мо-тивацией достижения (получением высокой отметки) или социального одобрения (похвала учителя, следовательно, не способствует форми-рованию творческой личности, не приводит к созданию оригинальных творческих продуктов, в которых отражаются интересы ребенка, во-площается его уникальный индивидуальный опыт. Это объясняется тем, что на основе анти-субъектного подхода, психика ребенка рас-сматривается как совокупность отдельных психических функций, то есть учитель в процессе обучения пытается развивать его интеллекту-альные, мнемические способности и т. д., в том числе и творческие, упуская из виду саму личность ребенка как целостного свободного субъекта, уделяя недостаточно внимания формированию у школьни-ков познавательной потребности и активной жизненной позиции со-зидателя, творческой личности.
Заметим, что недостаток или перенасыщение эстетического компонента среды могут негативно отразиться на развитии эстетиче-ских чувств и вкусов детей, а также на развитии их творческих ка-честв. В истории известны примеры, когда скромные возможности школы в организации среды с точки зрения эстетики сочетались с вы-соким уровнем эстетической и творческой отзывчивости детей (сель-ская школа В. А. Сухомлинского). А пышность отдельных купеческих, мещанских школ не делала учащихся более восприимчивыми к красо-те и готовыми преобразовывать ее творчески. В связи с этим Л. П. Печ-ко делает вывод, что доминирующим в плане эстетического и творче-ского влияния на детей является эффект духовно-эстетической, куль-турной, педагогической организации образовательной среды учебного учреждений [4].
Все это говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию эстетического компонента образовательной среды учебных учреждений. Кроме того, для развития творческих способностей уча-щихся представляется важным, чтобы образовательная среда была «открыта» для детей, чтобы они имели возможность ее изменять (при-вносить в нее продукты своего творчества, принимать активное уча-стие в совершенствовании образовательной среды современной шко-лы.
Литература
1. Дружинин В. Н. Психология. – М., 2001.
2. Жданова С. Н. Педагогика эстетического освоения мира: моногра-фия. - Оренбург, 2006.
3. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда детства. — М., 1996.
4. Печко Л. П. Общая и эстетическая культура в образовании и разви-тии личности. – Екатеринбург, 2008.