Татьяна Савватеева
Формирование образовательного потенциала развивающей среды логопедического кабинета детского сада в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большую актуальность приобрели вопросы обеспечения условий в образовательной организации для полноценного развития детей в соответствии с задачами основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Организация предметной пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации считается одним из основных механизмов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Современный взгляд на развивающую среду трактует ее как определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развитие.
Публикация «Формирование образовательного потенциала развивающей среды логопедического кабинета детского сада в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При построении развивающей среды в дошкольной образовательной организации учитывается следующее. Пространственная среда должна обеспечивать личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей, установление контакта между ними, партнерские отношения. Среда должна пробуждать активность у детей и взрослых, давать им возможность осуществлять разные виды деятельности. Развивающая среда должна быть динамичной, с возможностью изменения каких-то параметров, полифункциональным использованием предметов и помещений, сочетанием привычных и необычных элементов. Важнейшим принципом построения развивающей среды является принцип эмоциональной комфортности этой среды и для детей, и для взрослых. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, необходимость развития детей в разных образовательных областях – социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Названные принципы организации развивающей среды относятся к созданию предметно-пространственной среды всего дошкольного учреждения в целом. Однако предметно-пространственная среда разных помещений – групповых комнат, физкультурного зала, музыкального зала, кабинетов специалистов и др. имеет свою специфику. Так, в больших групповых помещениях большие пространства позволяют создать специальные функциональны зоны, в которых протекает разнообразная активная деятельность детей, в том числе и индивидуальная, а также имеется возможность создания и зон уединения. В небольшом помещении, например, логопедического кабинета, возможность такого зонирования также имеется, например, могут быть выделены зоны для развития артикуляционной моторики, для развития общеречевых навыков и разных сторон речевой деятельности, зона методической литературы, самостоятельной работы ребенка, зона общения с родителями и коллегами и т. д., но все это проявляется не столь явно, как в случае с большими помещениями групп. То есть необходимо учитывать специфику разных помещений и их функции.
Особенности формирования образовательного потенциала пространства логопедического кабинета для реализации образовательных задач на этапе введения ФГОС ДО связаны с необходимостью коррекции нарушений речевого развития. Работа учителя-логопеда направлена прежде всего на развитие разных сторон речевой деятельности ребенка и коррекцию имеющихся недостатков. Поэтому и организация предметного пространства, как развивающей среды, должна быть ориентирована на достижение этой цели.
Так, имея в виду небольшой обычно размер логопедического кабинета, а часто и очень маленький, необходимо так организовать пространство кабинета, чтобы в нем было все-таки достаточно просторно. Для этого не должно быть нагромождения мебели, только самое необходимое: большое зеркало для работы над артикуляцией в процессе коррекции звукопроизношения, небольшой детский столик для работы над разными сторонами речевой деятельности, настольных и других игр, стол учителя-логопеда для оформления документации, который в ряде случаев используется и как демонстрационный. В кабинете логопеда должен быть также шкаф для пособий и полки. Очень важно, чтобы далеко не все имеющиеся пособия были выставлены наружу, а лишь их небольшая часть, чтобы не возникало ощущения чрезмерной пестроты и нагромождения большого количества предметов, захламленности, т. к. это создает серьезный психологический дискомфорт и для детей, и для взрослых. Необходимо акцентировать лишь некоторые из предметов и пособий, которые выглядят эстетично и привлекают внимание детей. Все остальное должно извлекаться из шкафов по мере необходимости, чтобы сохранялось ощущение новизны. Очень важно цветовое оформление. Пособия и даже коробки для их хранения должны оформляться с использованием ярких, чистых цветов, которые оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. В целом, в кабинете должно быть не тесно, уютно, удобно и детям и взрослым.
Предметно-пространственная среда кабинета логопеда направлена прежде всего на развитие разных сторон речевой деятельности ребенка. В связи с этим развивающая среда логопедического кабинета характеризуется большим количеством разнообразных пособий и игр по развитию звуковой стороны речи, развитию фонематических функций, лексико-грамматического строя, связной речи, развитию неречевых функций, таких, как, например, зрительный гнозис и праксис, пространственные отношения. Это и различные игры, такие, как логопедическое лото, логопедическое домино, изготовленные логопедом, пособия для развития фонематических представлений, фонематического и слогового анализа и синтеза, сукцессивных функций, различные полифункциональные таблицы и др. Наиболее эффективно, если пособия и игры являются авторскими, создаются самим логопедом с учетом особенностей тех детей, с которыми он занимается, и с учетом необходимости решения тех или иных коррекционных задач. Какие-то пособия и игры могут быть изготовленные и с учетом индивидуальных потребностей какого-то конкретного ребенка, например, логопедическое домино на дифференциацию звуков «к» - «г», которая является недостаточной именно у этого ребенка. Но ведь это же домино может с успехом использоваться и в работе с другими детьми с целью развития у детей представления о категории глухости-звонкости в русском языке. С другой стороны, нет необходимости создавать для каждого из детей свои индивидуальные пособия, увеличивая общее количество таких пособий до немыслимых и неразумных пределов. Более рациональным представляется умение педагога использовать каждое пособие индивидуально – с учетом имеющихся у того или иного ребенка индивидуальных особенностей.
Речевое развитие, как это сформулировано в ФГОС, является одной из пяти основных областей развития ребенка и предполагает прежде всего развитие разных сторон речевой деятельности: развитие звуковой стороны речи, фонематических функций, лексики, грамматики, связной речи. Сюда же примыкает развитие некоторых неречевых функций, которое лежит в основе профилактики некоторых форм нарушения письменной речи. Развитие речи предполагает и воспитание любви и интереса к художественному слову. Использование в качестве речевого материала произведений классической литературы – например, стихов Пушкина, Плещеева, Бальмонта, - служит задаче воспитания интереса к художественному слову и развития художественного вкуса.
Таким образом, предметно-пространственная среда логопедического кабинета направлена прежде всего на решение основной задачи – развития речи ребенка. Но одновременно с этим решаются и другие задачи – в познавательной области, социально-коммуникативной, в области физического и художественно-эстетического развития. Так, обогащение лексики естественным образом одновременно является и развитием познавательных функций, ведь каждое новое слово – это новый освоенный ребенком кусочек действительности. Формирование обобщающей функции слова – это и развитие мышления. Составление рассказов по сериям сюжетных картинок – это не только развитие связной речи, но и формирование и развитие с опорой на содержание этих картинок морально-нравственных ценностей, представлений о добре и зле. Каждое выученное стихотворение классической поэзии – это ступень в развитии художественного вкуса. Каждое логопедическое занятие в доброжелательной атмосфере эмоционального контакта ребенка со взрослым и с другими детьми, взаимопомощь детей друг другу – это одновременно и шаг в развитии у ребенка социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и развития личности в целом.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. ,1991.
2. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда : ее роль в воспитании личности. – Дошкольное воспитание. – 1995, №4.
3. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. – Дошкольное воспитание. – 1998, №4.
4. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. – М. ,2001.
5. Петровский В. А. Построение развивающей среды в ДОУ. – Дошкольное образование в России. – М. ,1997.
6. Толстикова О. В. Создаем развивающую среду своими руками. – Дошкольное воспитание. – 1997, №5.
7. Седова Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды. – Проблемы образования : теория и практика. – 1991, №1.
8. Степанова О. А. Дизайн и учебно-игровое оборудование для логопедического кабинета. – Логопед. – 2008, №8.