МААМ-картинки

Роль оригами в развитии творческих способностей детей

Наталья Мелюкова
Роль оригами в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

РОЛЬ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Мелюкова Наталья Николаевна воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52»

г. Энгельс Саратовская обл.

"Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Публикация «Роль оригами в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах

Л. Н. Толстой

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что может вовлечь ребенка в интересный и захватывающий процесс творчества. Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!».

Оригами - это искусство, которое помогает развивать художественный вкус и логику, активизирует мыслительные процессы; знакомит с художественным словом, развивает речь детей, помогает обогатить лексику; развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления). Развивает умение создавать композиции из поделок, выполненных в технике оригами; эффективно способствует формированию пространственного воображения. Благодаря освоению техники оригами совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев рук; развивается глазомер; воспитывается усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки. Возможность изготавливать поделки из цветной яркой бумаги поднимает уровень художественной задачи, ребенок вовлекается в активную творческую деятельность. Так же, оригами влияет на формирование у детей самостоятельности, уверенности в себе, повышения уровня самооценки.

Из обычного листа бумаги можно сложить самые разнообразные коробочки, звезды, цветы, красивейших птиц и бабочек, всевозможных зверюшек, сделать украшения к любому празднику. Приобретенный опыт складывания оригами позволяет детям принимать активное участие в оформлении музыкального зала для проведения тематических праздников (утренников). Детские работы используются в оформлении групповой комнаты.

Изделия из бумаги станут оригинальным и неповторимым подарком родным и знакомым, сотрудникам детского сада. Все это способствует развитию интереса к искусству оригами. В старину взрослые и дети в семье садились за стол и мастерили игрушки сами, оригами может возродить этот обычай, что принесет радость совместного творчества взрослого и ребенка.

Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности, в непосредственной обстановке ребенок знакомится с окружающим миром.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, в процессе складывания в руках ребенка одна фигура преобразуется в другую, работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении.

Сообщается детям информация экологического характера, особенно если это фигурки животных. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно с малых лет воспитывать дружелюбное и, в то же время, осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению.

В процессе творческого художественного конструирования изменяется и сам ребенок – личностные качества, форма и способ его мышления. Оригами дает возможность войти детям в другой мир, где ребенок может творить, фантазировать, думать и развивать свою речь. Изготовление поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей - дошкольников. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски, дети с удовольствием играют в подвижные игры, беря на себя роль ведущего, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, а маска - важный атрибут игры, она делает образы героев впечатляющими, яркими. Так же дети с удовольствием вовлекаются в игру - драматизацию по знакомым сказкам, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов, музыки. Игра – драматизация является благоприятным условием для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия и эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие дошкольников в театрализованной деятельности помогает формировать творчески активную личность. Фигурки, сложенные из бумаги используются в других видах театра: пальчиковый театр, театр на столе. Игрушки для пальчикового театра очень просты в изготовлении. Их можно хранить в небольшой красиво украшенной коробочке, из которой легко достать нужную игрушку – фигурку, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать загадку, стихотворение, спеть песенку, придумать веселую историю, успокоить плачущего ребенка.

Дети любят своих бумажных героев и бережно и аккуратно к ним относятся. Интерес детей к оригами объясняется не только превращением обычного листа в игрушку, но и удовольствием от разукрашивания красками или фломастерами своей поделки, добавлением разных фигур или элементов для украшения, стараясь сделать ее привлекательнее и наряднее, созданием своего неповторимого образа.

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как педагогическую технологию художественно - эстетического и речевого развития ребёнка - дошкольника.

Прежде чем приступить к занятиям по оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, способы получения базовых форм.

Перед занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один – в обработанном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку, клей, карандаши, фломастеры.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия – складывание фигурки, третья заключается в обыгрывании, оценки результата.

Желательно оформлять выставки: текущие – состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные - охватывающие работу сезона (времена года, тематические – посвященные определенному событию и теме.

При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки.

Откройте для себя мир оригами и творите чудеса вместе – это принесет радость и вам, и ребенку.

Литература:

С. Соколова «Театр оригами» Санкт – Петербург 2007

Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих» Ярославль 2009

З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги» Просвещение 1992

Публикации по теме:

«Весенние цветы». Изготовление весеннего букета из бумаги«Весенние цветы». Изготовление весеннего букета из бумаги .

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль оригами в развитии творческих способностей детей
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 20:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль оригами в развитии творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мелюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД