Евгения Станиславна Скопенко
Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Труд должен приносить человеку радость, в таком случае хорошие результаты не заставят себя ждать. Кем бы ни стал человек — строителем или учителем, программистом или художником, артистом или писателем, работа должна доставлять ему радость!»
Публикация «Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, поэтому в детском саду детей необходимо как можно раньше начинать знакомить с многообразием и широким выбором профессий. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня вдень.
Проводя диагностику познавательного развития у детей подготовительной к школе группы, задавая им вопросы об окружающем мире, меня удивило, что большинство будущих первоклассников плохо представляют себе содержание профессии своих родителей. Почему же мамы и папы не рассказывают детям о своей профессиональной деятельности? Неужели для них профессиональный труд – это лишь способ зарабатывания денег? Своё первое знакомство с трудом взрослого ребенок должен получить в семье, узнавая о профессиях своих близких. Слушая рассказы о труде родителей, ребёнок участвует в жизни семьи и получает представления о трудовой деятельности. Если этого не происходит, то у ребёнка может сложиться мнение о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека - заработок.
Уже с раннего детства мы можем предоставить широкий выбор ребенку, дав ему больше информации и знаний о различных профессиях, а учитывая психолого-педагогические особенности прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
В программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева) в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделены задачи, направленные на воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
- расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества;
- воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка);
- развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем, поэтому формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учё том современных образовательных технологий: технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; педагогической технологии организации сюжетно-ролевой игры; технологии интегрированного обучения.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире
профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного. Один из аспектов образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знанийо профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более
разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор,которыйопределитегожизнь. Учеловека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире.