Светлана Касакова
Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей
Основная цель в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста это дать каждому ребенку основные понятия об опасных для жизни ситуациях, особенностях поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, уметь применить эти знания в жизни.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Самое ценное – это здоровье и жизнь ребёнка. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.
Самым эффективным методом работы в данном направлении является проектная деятельность. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей. В основу - положена идея интеграции содержания образовательных блоков вокруг единой темы.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые замыслы. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.
Формирование компетенций невозможно вне самостоятельной деятельности детей. Проект позволяет сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Для решения задачи формирования необходимых дошкольнику компетенций в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Участие в проекте помогает нерешительным детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.
Реализация проекта по воспитанию культуры безопасного поведения показала, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность) данный проект требует соблюдения таких принципов:
– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила безопасного поведения;
– принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.
Проектная деятельность по воспитанию культуры безопасного поведения предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта способно привить детям устойчивые навыки безопасного поведения. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей.
Цель проектной деятельности формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
На первом подготовительном этапе наша деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения. Мы познакомились с инновационным опытом педагогов-практиков по данному направлению, подобрали диагностические методики для выявления уровня усвоения детьми правил безопасного поведения и провели мониторинг знаний правил «Азбуки безопасности» у детей дошкольного возраста.
Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательный процесс, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников.
На этом этапе изучили условия, которые нужны для ознакомления детей с правилами безопасности и пришли к выводу, что в детском саду созданы все необходимые условия для успешной реализации проектной деятельности.
В группе оформлен «центр безопасности», который постоянно обновляется, т. к. меняется возрастной состав группы. Материал, представленный в центре, разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Оформлен стенд «Мы – за безопасность наших детей», в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы, памятки, рекомендации.
На втором основном этапе проекта – шло накопление информации о проблеме безопасного поведения. С этой целью нами проводилась серия познавательных НОД и бесед, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, в ходе которых дети также знакомятся с правилами безопасного поведения. Реализация задач образовательной области «Художественное творчество» прошла через НОД по рисованию, конструированию, аппликации. Для познавательно-речевого развития детей использовали ежедневное чтение детям художественной и энциклопедической литературы. Большое значение в воспитании у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения имеет просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций по данной теме. В группе были созданы условия для самостоятельной игровой и познавательной деятельности воспитанников. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей была проведена викторина “Что? Где? Когда?” и музыкально- игровой досуг «Учим правила безопасности».
Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках реализации проектной деятельности способствовало обогащению сознания детей новым содержанием.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится соблюдать и выполнять правила безопасности, у него формируются привычки, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и т. д.) мы использовали такие формы как оформление и раздача индивидуальных памяток, информационную страницу на сайте ДОУ, консультирование на сайте дошкольного образовательного учреждения.
На третьем, заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта. На этом этапе проходил конкурс семейных плакатов и рисунков на тему «Безопасность детей в наших руках», проводился познавательно-игровой конкурс «Знатоки правил безопасного поведения», где дети и родители состязались в своих знаниях.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе.
Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Главная цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Участники проекта :
- дети средней, старшей группы
- воспитатели;
- родители;
Вид проекта : долгосрочный
Цель проекта :
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к природе, формирование созидательного отношения к миру.
Задачи проекта :
• формирование представлений о безопасности жизнедеятельности, первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
• учиться грамотно, защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
• определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
• воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
• формирование представления о сезонных явлениях в природе.
Продукты проекта :
Стенды, фотографии, выставка детских рисунков на тему «Безопасность, Природа, Ребенок», исследовательские работы, выставка методической литературы и презентаций: «Региональные компоненты», конкурс «Лучшая кормушка», цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, газеты экологические и по безопасности, экологические знаки, памятки для родителей «Правила безопасности друзей природы», фонотека дисков с познавательным материалом о природе, мультимедийные презентации, видеоролик «Безопасность в природе».
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;
-сбор информации о состоянии экологического воспитания детей, диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
- анкетирование родителей, сбор анализа.
Основной этап:
- проведение тематических, комплексных занятий;
- в повседневной жизни;
- изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
-целевые прогулки, экскурсии;
- работа с родителями.
Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
-закрепление полученных знаний;
- составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края, биоразнообразия региона.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. Дети будут узнавать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
5. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
6. Ребята узнают много интересного из жизни растений и животных.
7. Сформируется представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
11. Повысится компетентность родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста.
Ресурсы проекта :
1. Материал флоры и фауны: иллюстрации, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников : Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Центры природы в возрастной группе.
4. Цветник и огород группы для организации труда в природе.
5. Вся территория сада с природными объектами.
8. Опытническая зона в группе. Огород на окне в группе.
9. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Содержание проекта. Деятельность с детьми в группе и дома.
1. Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.
2. Походы и экскурсии на природу.
3. НОД
4. Чтение художественной литературы (Экологические сказки).
5. Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.
6. Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.
7. Придумывание и загадывание загадок.
8. Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.
9. Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.
10. Природоведческие познавательные беседы.
11. Экспериментирование с природным материалом, исследования.
12. Коллекции природного материала.
13. Трудовая деятельность на природе : сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, уход за растениями.
14. Природоохранная деятельность : подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.
15. Просмотр дисков, мультимедийных презентаций, видеоролик.
16. Составление правил безопасного поведения в природе : с живыми и неживыми объектами.
17. Изготовление экологических знаков.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;.
- Беседы за круглым столом;
- Родительские собрания в нетрадиционной форме : деловые игры, бюро педагогических услуг;
- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь «Интересные даты» – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке;
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Результаты реализации проекта :
Повысилась компетентности родителей на 46%, обеспечила преемственность между семьёй и ОУ в вопросах организации безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Вовлеченность родителей в образовательный процесс увеличилось на 25%.
Разработали и апробировали перспективный план работы с детьми и родителями, критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
У воспитанников повысился уровень сформированностипредставлений о безопасности жизнедеятельности, представления о сезонных явлениях в природе.
У детей повысился интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края. Стали бережно относиться к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.
Список использованной литературы:
1. Авдеева, Н., Князева, О., Стеркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ. / Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. -М. 1998с.
2. Гончарова,Е. В. Региональная программа. Экология для малышей[Текст]/ Гончарова Е. В. – Тюмень, 2000с.
3. Гончарова,Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. /Гончарова Е. В. Монография. Ростов-на-Дону, 2001.
4. Гончарова,Е. В Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования. / Гончарова Е. В. Монография. -М. 2005.
5. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
Касакова Светлана Викторовна
Воспитатель МБДОУ ДСК№19
ст. Камышеватская муниципального образования
Ейский район