Папки-передвижки

Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей

Светлана Касакова
Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы

Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей

Основная цель в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста это дать каждому ребенку основные понятия об опасных для жизни ситуациях, особенностях поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, уметь применить эти знания в жизни.

Публикация «Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей» размещена в разделах

Самое ценное – это здоровье и жизнь ребёнка. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.

Самым эффективным методом работы в данном направлении является проектная деятельность. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей. В основу - положена идея интеграции содержания образовательных блоков вокруг единой темы.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые замыслы. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.

Формирование компетенций невозможно вне самостоятельной деятельности детей. Проект позволяет сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Для решения задачи формирования необходимых дошкольнику компетенций в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие в проекте помогает нерешительным детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

Реализация проекта по воспитанию культуры безопасного поведения показала, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность) данный проект требует соблюдения таких принципов:

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);

– принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила безопасного поведения;

– принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Проектная деятельность по воспитанию культуры безопасного поведения предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта способно привить детям устойчивые навыки безопасного поведения. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей.

Цель проектной деятельности формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

На первом подготовительном этапе наша деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения. Мы познакомились с инновационным опытом педагогов-практиков по данному направлению, подобрали диагностические методики для выявления уровня усвоения детьми правил безопасного поведения и провели мониторинг знаний правил «Азбуки безопасности» у детей дошкольного возраста.

Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательный процесс, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников.

На этом этапе изучили условия, которые нужны для ознакомления детей с правилами безопасности и пришли к выводу, что в детском саду созданы все необходимые условия для успешной реализации проектной деятельности.

В группе оформлен «центр безопасности», который постоянно обновляется, т. к. меняется возрастной состав группы. Материал, представленный в центре, разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Оформлен стенд «Мы – за безопасность наших детей», в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы, памятки, рекомендации.

На втором основном этапе проекта – шло накопление информации о проблеме безопасного поведения. С этой целью нами проводилась серия познавательных НОД и бесед, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, в ходе которых дети также знакомятся с правилами безопасного поведения. Реализация задач образовательной области «Художественное творчество» прошла через НОД по рисованию, конструированию, аппликации. Для познавательно-речевого развития детей использовали ежедневное чтение детям художественной и энциклопедической литературы. Большое значение в воспитании у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения имеет просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций по данной теме. В группе были созданы условия для самостоятельной игровой и познавательной деятельности воспитанников. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей была проведена викторина “Что? Где? Когда?” и музыкально- игровой досуг «Учим правила безопасности».

Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках реализации проектной деятельности способствовало обогащению сознания детей новым содержанием.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится соблюдать и выполнять правила безопасности, у него формируются привычки, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и т. д.) мы использовали такие формы как оформление и раздача индивидуальных памяток, информационную страницу на сайте ДОУ, консультирование на сайте дошкольного образовательного учреждения.

На третьем, заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта. На этом этапе проходил конкурс семейных плакатов и рисунков на тему «Безопасность детей в наших руках», проводился познавательно-игровой конкурс «Знатоки правил безопасного поведения», где дети и родители состязались в своих знаниях.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе.

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Главная цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Участники проекта :

- дети средней, старшей группы

- воспитатели;

- родители;

Вид проекта : долгосрочный

Цель проекта :

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к природе, формирование созидательного отношения к миру.

Задачи проекта :

формирование представлений о безопасности жизнедеятельности, первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

• развитие познавательного интереса к миру природы;

• воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

• учиться грамотно, защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;

определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

формирование представления о сезонных явлениях в природе.

Продукты проекта :

Стенды, фотографии, выставка детских рисунков на тему «Безопасность, Природа, Ребенок», исследовательские работы, выставка методической литературы и презентаций: «Региональные компоненты», конкурс «Лучшая кормушка», цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, газеты экологические и по безопасности, экологические знаки, памятки для родителей «Правила безопасности друзей природы», фонотека дисков с познавательным материалом о природе, мультимедийные презентации, видеоролик «Безопасность в природе».

Этапы проекта :

Подготовительный этап:

- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;

-сбор информации о состоянии экологического воспитания детей, диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;

- анкетирование родителей, сбор анализа.

Основной этап:

- проведение тематических, комплексных занятий;

- в повседневной жизни;

- изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;

-целевые прогулки, экскурсии;

- работа с родителями.

Заключительный этап:

- обобщение результатов работы;

-закрепление полученных знаний;

- составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края, биоразнообразия региона.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

4. Дети будут узнавать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

5. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

6. Ребята узнают много интересного из жизни растений и животных.

7. Сформируется представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

11. Повысится компетентность родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста.

Ресурсы проекта :

1. Материал флоры и фауны: иллюстрации, коллекции, проспекты, гербарии.

2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников : Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

3. Центры природы в возрастной группе.

4. Цветник и огород группы для организации труда в природе.

5. Вся территория сада с природными объектами.

8. Опытническая зона в группе. Огород на окне в группе.

9. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

Содержание проекта. Деятельность с детьми в группе и дома.

1. Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.

2. Походы и экскурсии на природу.

3. НОД

4. Чтение художественной литературы (Экологические сказки).

5. Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.

6. Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.

7. Придумывание и загадывание загадок.

8. Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.

9. Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.

10. Природоведческие познавательные беседы.

11. Экспериментирование с природным материалом, исследования.

12. Коллекции природного материала.

13. Трудовая деятельность на природе : сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, уход за растениями.

14. Природоохранная деятельность : подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.

15. Просмотр дисков, мультимедийных презентаций, видеоролик.

16. Составление правил безопасного поведения в природе : с живыми и неживыми объектами.

17. Изготовление экологических знаков.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;.

- Беседы за круглым столом;

- Родительские собрания в нетрадиционной форме : деловые игры, бюро педагогических услуг;

- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь «Интересные даты» – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке;

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.

Результаты реализации проекта :

Повысилась компетентности родителей на 46%, обеспечила преемственность между семьёй и ОУ в вопросах организации безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Вовлеченность родителей в образовательный процесс увеличилось на 25%.

Разработали и апробировали перспективный план работы с детьми и родителями, критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.

У воспитанников повысился уровень сформированностипредставлений о безопасности жизнедеятельности, представления о сезонных явлениях в природе.

У детей повысился интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края. Стали бережно относиться к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

Список использованной литературы:

1. Авдеева, Н., Князева, О., Стеркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ. / Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. -М. 1998с.

2. Гончарова,Е. В. Региональная программа. Экология для малышей[Текст]/ Гончарова Е. В. – Тюмень, 2000с.

3. Гончарова,Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. /Гончарова Е. В. Монография. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Гончарова,Е. В Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования. / Гончарова Е. В. Монография. -М. 2005.

5. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

6. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

7. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.

Касакова Светлана Викторовна

Воспитатель МБДОУ ДСК№19

ст. Камышеватская муниципального образования

Ейский район

Публикации по теме:

Буклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасного поведения на водоемах веснойБуклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасного поведения на водоемах весной Источник информации буклета - сеть интернет! В нашем северном климате правила поведения на водоемах весной крайне актуальны. Где-то уже.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 20:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Касакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД