Папки-передвижки

Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей

Светлана Касакова
Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы

Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей

Основная цель в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста это дать каждому ребенку основные понятия об опасных для жизни ситуациях, особенностях поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, уметь применить эти знания в жизни.

Темочки:

Самое ценное – это здоровье и жизнь ребёнка. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.

Самым эффективным методом работы в данном направлении является проектная деятельность. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей. В основу - положена идея интеграции содержания образовательных блоков вокруг единой темы.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые замыслы. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.

Формирование компетенций невозможно вне самостоятельной деятельности детей. Проект позволяет сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Для решения задачи формирования необходимых дошкольнику компетенций в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие в проекте помогает нерешительным детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

Реализация проекта по воспитанию культуры безопасного поведения показала, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность) данный проект требует соблюдения таких принципов:

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);

– принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила безопасного поведения;

– принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Проектная деятельность по воспитанию культуры безопасного поведения предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта способно привить детям устойчивые навыки безопасного поведения. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей.

Цель проектной деятельности формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

На первом подготовительном этапе наша деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения. Мы познакомились с инновационным опытом педагогов-практиков по данному направлению, подобрали диагностические методики для выявления уровня усвоения детьми правил безопасного поведения и провели мониторинг знаний правил «Азбуки безопасности» у детей дошкольного возраста.

Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательный процесс, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников.

На этом этапе изучили условия, которые нужны для ознакомления детей с правилами безопасности и пришли к выводу, что в детском саду созданы все необходимые условия для успешной реализации проектной деятельности.

В группе оформлен «центр безопасности», который постоянно обновляется, т. к. меняется возрастной состав группы. Материал, представленный в центре, разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Оформлен стенд «Мы – за безопасность наших детей», в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы, памятки, рекомендации.

На втором основном этапе проекта – шло накопление информации о проблеме безопасного поведения. С этой целью нами проводилась серия познавательных НОД и бесед, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, в ходе которых дети также знакомятся с правилами безопасного поведения. Реализация задач образовательной области «Художественное творчество» прошла через НОД по рисованию, конструированию, аппликации. Для познавательно-речевого развития детей использовали ежедневное чтение детям художественной и энциклопедической литературы. Большое значение в воспитании у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения имеет просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций по данной теме. В группе были созданы условия для самостоятельной игровой и познавательной деятельности воспитанников. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей была проведена викторина “Что? Где? Когда?” и музыкально- игровой досуг «Учим правила безопасности».

Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках реализации проектной деятельности способствовало обогащению сознания детей новым содержанием.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится соблюдать и выполнять правила безопасности, у него формируются привычки, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и т. д.) мы использовали такие формы как оформление и раздача индивидуальных памяток, информационную страницу на сайте ДОУ, консультирование на сайте дошкольного образовательного учреждения.

На третьем, заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта. На этом этапе проходил конкурс семейных плакатов и рисунков на тему «Безопасность детей в наших руках», проводился познавательно-игровой конкурс «Знатоки правил безопасного поведения», где дети и родители состязались в своих знаниях.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе.

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Главная цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Участники проекта :

- дети средней, старшей группы

- воспитатели;

- родители;

Вид проекта : долгосрочный

Цель проекта :

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к природе, формирование созидательного отношения к миру.

Задачи проекта :

формирование представлений о безопасности жизнедеятельности, первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

• развитие познавательного интереса к миру природы;

• воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

• учиться грамотно, защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;

определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

формирование представления о сезонных явлениях в природе.

Продукты проекта :

Стенды, фотографии, выставка детских рисунков на тему «Безопасность, Природа, Ребенок», исследовательские работы, выставка методической литературы и презентаций: «Региональные компоненты», конкурс «Лучшая кормушка», цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, газеты экологические и по безопасности, экологические знаки, памятки для родителей «Правила безопасности друзей природы», фонотека дисков с познавательным материалом о природе, мультимедийные презентации, видеоролик «Безопасность в природе».

Этапы проекта :

Подготовительный этап:

- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;

-сбор информации о состоянии экологического воспитания детей, диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;

- анкетирование родителей, сбор анализа.

Основной этап:

- проведение тематических, комплексных занятий;

- в повседневной жизни;

- изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;

-целевые прогулки, экскурсии;

- работа с родителями.

Заключительный этап:

- обобщение результатов работы;

-закрепление полученных знаний;

- составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края, биоразнообразия региона.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

4. Дети будут узнавать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

5. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

6. Ребята узнают много интересного из жизни растений и животных.

7. Сформируется представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

11. Повысится компетентность родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста.

Ресурсы проекта :

1. Материал флоры и фауны: иллюстрации, коллекции, проспекты, гербарии.

2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников : Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

3. Центры природы в возрастной группе.

4. Цветник и огород группы для организации труда в природе.

5. Вся территория сада с природными объектами.

8. Опытническая зона в группе. Огород на окне в группе.

9. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

Содержание проекта. Деятельность с детьми в группе и дома.

1. Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.

2. Походы и экскурсии на природу.

3. НОД

4. Чтение художественной литературы (Экологические сказки).

5. Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.

6. Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.

7. Придумывание и загадывание загадок.

8. Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.

9. Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.

10. Природоведческие познавательные беседы.

11. Экспериментирование с природным материалом, исследования.

12. Коллекции природного материала.

13. Трудовая деятельность на природе : сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, уход за растениями.

14. Природоохранная деятельность : подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.

15. Просмотр дисков, мультимедийных презентаций, видеоролик.

16. Составление правил безопасного поведения в природе : с живыми и неживыми объектами.

17. Изготовление экологических знаков.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;.

- Беседы за круглым столом;

- Родительские собрания в нетрадиционной форме : деловые игры, бюро педагогических услуг;

- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь «Интересные даты» – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке;

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.

Результаты реализации проекта :

Повысилась компетентности родителей на 46%, обеспечила преемственность между семьёй и ОУ в вопросах организации безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Вовлеченность родителей в образовательный процесс увеличилось на 25%.

Разработали и апробировали перспективный план работы с детьми и родителями, критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.

У воспитанников повысился уровень сформированностипредставлений о безопасности жизнедеятельности, представления о сезонных явлениях в природе.

У детей повысился интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края. Стали бережно относиться к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

Список использованной литературы:

1. Авдеева, Н., Князева, О., Стеркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ. / Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. -М. 1998с.

2. Гончарова,Е. В. Региональная программа. Экология для малышей[Текст]/ Гончарова Е. В. – Тюмень, 2000с.

3. Гончарова,Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. /Гончарова Е. В. Монография. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Гончарова,Е. В Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования. / Гончарова Е. В. Монография. -М. 2005.

5. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

6. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

7. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.

Касакова Светлана Викторовна

Воспитатель МБДОУ ДСК№19

ст. Камышеватская муниципального образования

Ейский район

Публикации по теме:

Буклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасного поведения на водоемах веснойБуклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасного поведения на водоемах весной Источник информации буклета - сеть интернет! В нашем северном климате правила поведения на водоемах весной крайне актуальны. Где-то уже.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 20:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Касакова (УИ 645850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД