Берсенева Елена Павловна
Роль подвижных игр в развитии нравственного воспитания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей является одной из важных задач воспитания, главным стержнем формирования личности. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость детей, обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию характера.
Публикация «Роль подвижных игр в развитии нравственного воспитания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из средств нравственного воспитания является игра – это основная деятельность детей в детском саду. Игра всегда радует ребенка, а подвижная особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса. В этом источнике радостных эмоций заложена великая воспитательная сила. Через умело организованную игру формируются в детях ценнейшие
моральные качества – смелость, дружба, коллективизм, дисциплинированность.
Работа по нравственному воспитанию должна вестись постоянно: каждый день, в бытовой, повседневной деятельности, в труде детей, на занятиях и, конечно, в играх, в частности в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывал с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил [21,17].
Подвижные игры должны проходить под наблюдением воспитателя. Особое внимание надо обращать на то, как дети выполняют правила игры. Так, например, в игре «Палочка – выручалочка» дети выбирают водящего, стараются лучше спрятаться, чтобы его не застучали, а правило «выручи
товарища» не всегда выполняют. Следует повторно объяснить игру, акцентируя внимание на это правило, а в ходе игры поощрять детей, которые выручали товарищей. Выручая товарища, дети проявляют изобретательность, ловкость. И уже в подобной игре дети будут стремиться выручить товарища, несмотря на опасность самому быть пойманным.
В играх, в которых используется мяч для выбивания, надо объяснять детям, что целиться надо в ноги, чтобы не сделать больно, не попасть в глаз и т. д., проявляя тем самым заботу о своих товарищах.
Во многих подвижных играх с мячами, обручами, скакалками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, начиная играть, дети договариваются, что следует считать ошибкой. В каждом случае уговор считается правилом для всех играющих. Это имеет большую воспитательную ценность, дисциплинирует детей, помогает воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно. Но при этом надо особенно зорко, внимательно следить за тем, как дети группируются на игру, каких противников себе выбирают, так как некоторые, желая отличиться и заслужить похвалу, хитрят и выбирают противника слабее себя в физическом развитии, заведомо зная, что выиграют. [21,109]
Руководство играми надо осуществлять не только указаниями, разумеется, тактичными, не унижающими личность ребенка, но и поощрением тех, кто поступает правильно и честно. Оценка воспитателя – это высшая оценка для ребенка, так как воспитатель безусловно авторитет для него. Поэтому к каждой оценке надо подходить очень серьезно, объективно. Например, в командных играх можно предложить детям самим решать, можно ли считать победителями команду, которая построилась быстрее всех, можно ли их назвать организованными, внимательными, ведь они схитрили- не бегали по всему залу, а стояли на месте или держались друг подле друга.
Большое значение для развития нравственных качеств имеет подбор подвижных игр и спортивных развлечений. Надо выбрать такие в которых создаются или можно создать объективные условия для активации нравственного опыта ребенка, в которых можно усложнить задачи, а иногда включить их специально, создавая новый вариант игры. Так в игре «Не намочи ноги» ставятся разные задачи: упражнять детей в равновесии, идти только по дощечкам, не ступать на болото, затем можно поставить цель – дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Например, когда они подойдут к середине болота, создать ситуацию, будто у одного из них сломалась дощечка и уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети должны самостоятельно найти выход из создавшегося положения. [21,123]
Подвижные игры играют большую роль в нравственном воспитании, дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.
Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенству ют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. [21,65]
Якобсон С. Г. утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе. [29,47]
Правильно организованные и систематически проводимые игры
формируют характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства.
В игре задействована независимая самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, в которой он может реализовать себя, свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость. Игра находится в центре жизни ребенка, обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств.
Подвижные игры с элементами нравственного содержания помогают эффективно решать задачи воспитания детей дошкольного возраста. Для большей эффективности, после проведения игры необходима специальная работа по обсуждению ошибочных ситуаций возникающих в процессе игры.
В процессе игры, помимо взаимоотношений продиктованных в соответствии с правилами, возникают реальные отношения, регулирующие реальное положение вещей между детьми. В процессе игры хорошо видно, как относится ребенок к успехам или неудачам партнера по игре, готов ли он помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры.
В подвижных играх на нравственное совершенствование ребенка оказывают влияние примеры поведения взрослых в определенной ситуации,
а так же те реальные отношения, которые складываются между детьми как товарищами.
Большое значение при проведении подвижных игр имеет поэтапное формирование двигательных действий. Каждая совместная деятельность состоит из четырех этапов.
1 этап – включает в себя упражнения способствующие активизации воспитанников, созданию непринужденной обстановки, повышению сплоченности детского коллектива.
2 этап – основная часть содержит следующие компоненты:
- завязка игры, определение цели, распределения ролей, установка
правил.
- развитие игрового действия
- финал игры
3 этап – Анализ игры
Самооценка своих способностей, эмоциональный компонент, Что получилось в игре, а что нет, и почему так вышло.
4 этап – Подведение итогов.
Снятие отрицательных эмоций у детей потерпевших поражение в игре. Если есть необходимость индивидуальная работа с детьми, не умеющими признать свое поражение. [29,96]
В процессе проведения игры желательно соблюдать все описанные этапы. Это повышает мотивацию участия в игровой деятельности, обучает навыкам успешного общения, умению выстраивать диалог друг между другом, договариваться и принимать единое решение сообща.
При обучении детей подвижным играм следует установить законы, которые в процессе игры нарушать нельзя.
1. Играй честно, соблюдай правила.
2. Не смейся над слабыми, не обижайся если проиграл, не допускай грубости по отношению к другим.
3. Если победил, сильно не задавайся.
4. Победа команды – общее дело.
5. Береги инвентарь, тогда он прослужит дольше.
15
Таким образом, подвижные игры, спортивные развлечения в наибольшей степени способствуют воспитанию в детях морально – волевых качеств, коллективистских чувств, развитию товарищеских отношений и взаимной выручке. Педагогический потенциал подвижной игры в нравственном воспитании очень высок. Подвижная игра ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть все условия в развитии личности ребенка.
Библиографический список
1. Алябьев Е. А. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. – № 4. – С.
2. Бабаева, Т. И. Социально - эмоциональное развитие дошкольников в детском саду : метод. советы к программе «Детство» / Т. И. Бабаева. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 87 с.
3. Дедулевич М. Н. Играй -- не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. --
М. : Просвещение, 2011
4. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 4. – с. 10-14.
5. Буре Р. С Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Спб. : Питер, 2015. – 464с. : ил. -
(Серия «Учебник для вузов»).
7. Зорина Н. Л. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. – № 9. – С. 21-26.
8. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А. В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 8-23
9. Изотова Л. В. Воспитание ребенка в игре — М. 1975
10. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. / Дошкольная педагогика : Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений 2002. - 416 с 21. Коломийченко,
Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2016. -
160с. 66 22. Коломийченко, Л. В.