Ольга Ленькина
Роль «персонажа» в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль «персонажа» в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
Игрушка давно признана учёными, психологами, педагогами действенным средством развития психики и широко используется для социального воспитания и приобщения детей к жизни.
Игрушка – это предмет обладающий формой и содержанием, значением и смыслом, выполненный из различных материалов.
Игрушка развивает, развлекает, воспитывает, а точнее выполняет функцию социализации ребёнка, формирует его личность. Она способствует передаче общественного и культурного опыта.
Публикация «Роль „персонажа“ в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало».
С помощью игрушки дети создают образ, выражают свои впечатления об окружающем мире, разыгрывают ту или другую роль. Е. А. Флерина говорила: «Игрушка учит ребёнка жить и действовать».
Пока одни учёные разбираются в роли игрушки, другие говорят о развитии самосознания у человека.
О развитии саморазвития человека, как неповторимой индивидуальности Вольф Саломоновир Мерлин:
- индивид – потребность самоутверждения, в 3 года возникает самосознание, если овладевать деятельностью;
- личность – потребность самоутверждения человека перед выбором на основе знаний закономерностей - предвидение;
- интегративная индивидуальность – видит себя в системе разных отношений (семья и т. д).
Владимир Викторович Столин говорит об условиях развития и саморазвития самосознания у человека:
- самосознание начинает функционировать тогда, когда возникает преграда;
- развитие самосознания связано с преодолением различных трудностей.
Кто может помочь приодолеть трудности? Тут и приходит на помощь игрушка "Персонаж". Это может быть Мишка (добрый, неумелый, весёлый, "дурачок", как говорит о нём Н. М. Крылова) или кукла Зина (она девочка добрая, капризная с другим поведением, чем мишка). Она позволит решать часть воспитательно-образовательных задач другими способами, чем мишка.
В программе "Детский сад - Дом радости" таких персонажей несколько.
Во второй младшей и средней группах присутствуют Мишка и Емеля.
Каждый персонаж, приходящий в группу дружит с другим персонажем. Он всегда хочет, что-то сделать для другого персонажа. Так, например, мишка хочет помочь матрёшкам, куклам. Емеля сделать открытку для мишки.
Если мишку постоянно нужно чему то учить, то Емеля наоборот приглашает детей чему - либо научиться у взрослого.
Персонаж мишка включается, когда дети достигают в овладении деятельностью уровня самостоятельности. Тогда ошибки персонажей «Мишки», «Незнайки» или «Недотёпы» (в старших группах) вызывают смех. Где воспитатель смеётся в месте с детьми. Тогда появляется возможность решить все три задачи, которые ставятся перед игрушкой «персонажем». А какие это задачи?
Задачи персонажа
1. Персонаж меняет роль ребёнка на учителя (ребёнок занимает позицию взрослого и обучает Мишку тому чему раньше научился у взрослого и "персонажа" Емели);
2. Персонаж ставит проблемную ситуацию (если ребёнок раньше получил зания и умения от взрослого и Емели, то он самостоятельно или при помощи взрослого может попытаться решить проблемную ситуацию);
3. Весёлые "персонажи" Мишка или Незнайка вызывают желание оказать им помощь (это помогает ребёнку самоутверждаться).
Коллективная деятельность всегда начинается с мотивации: «о ком - то позаботиться, кого-то порадовать» тем продуктом, который будет создан ребёнком или детьми вместе. Поэтому будет удовлетворяться потребность самоутверждения и переживания эмоции радости от нравственного отношения к выполнению обещанной и исполненной деятельности [Н. М. Крылова, 35].
Во время замысла ребёнок должен быть нацелен на персонаж. Решение проблемной ситуации длится долго (может несколько дней).
Работа с персонажем это искусство. Надо репетировать. Продумывать каждый раз его поведение.