Анна Семенова
Роль педагога в создании условий для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль педагога в создании условий для развития
эмоционально - волевой сферы воспитанников
старшего дошкольного возраста, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
«Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми» (К. Н. Вентцель)
Публикация «Роль педагога в создании условий для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - волевой сферы, очень актуальна и важна.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен :
1. Общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз.
2. Внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями.
3. Помогать детям находить конструктивные варианты поведения.
4. Создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить своё отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду.
5. Обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Предметно - пространственная развивающая среда в группах ДОУ строится педагогами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования по пяти образовательным областям: социально – коммуникативная развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Педагоги при организации предметно – развивающей среды в группах должны учитывать возрастные особенности и потребности детей, что является важным условием для развития эмоционально – волевой сферы.
Итак, остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении каждой зоны.
1. Зона уединения.
Для детей старшего возраста педагог даёт возможность просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из легкой просвечивающейся ткани пастельных тонов в форме шатра, шалаша и т. д.
2. Зоны сенсорного, познавательного развития.
Среди дидактических игр, прежде всего, используют игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку по свойствам, качествам.
Педагог создаёт условия для реализации сенсорных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей, их познавательной сферы : внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними.
3. Зона художественно-эстетического творчества. В эту зону входят: уголок творческого развития, музыкальный уголок, театральный уголок.
Задача воспитателей поддержать в каждом ребенке творческое начало, уверенность в своих творческих силах, способностях и фантазию. Дети в этой зоне могут использовать самые различные материалы, которые находятся в открытом доступе.
В процессе художественной деятельности имеется возможность для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, умение изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой и соблюдать правила.
4. Зона движения необходима для создания педагогом условий для снятия у детей мышечного напряжения, выхода агрессии, развития крупной моторики, ориентировки в пространстве, умения соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме.
5. Зона экспериментирования.
Роль педагога - снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения.
Для снятия стресса, снижения уровня нервно-психического напряжения, поднятия настроения организуются игры с песком и водой. Эта зона универсальна, подходит для работы с детьми всех возрастов и всех типов эмоционального состояния, особенно эффективна с детьми с проблемами коммуникации.
6. Зона патриотического воспитания.
Материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма : «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Благодаря материалам такой зоны у детей развиваются интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. Развиваются все познавательные процессы, умение рассуждать и испытывать гордость за свою Родину.
7. Игровая зона.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных, до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. Именно в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
8. Конструктивная зона способствует развитию конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умению доводить свое дело до конца.
9. Зона безопасности.
Роль педагога создавать условия для развития уверенности ребенка в себе и своих силах, умения контролировать себя в экстремальных для него ситуациях, также развивает все познавательные процессы: внимание, зрительную и слуховую память, восприятие, мышление, умение ориентироваться в пространстве и принимать решение.
Организация предметно – пространственной развивающей среды позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать развитию эмоционально – волевой сферы.