Елена Ефременко
Виды универсальных учебных действий в речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня актуальны звучат слова американского философа, художника, публициста Элберта Хаббарта :ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЕГО СПОСОБНЫМ РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ, научить ребенка учиться и чем выше ступень образования, тем самостоятельнее процесс обучения.
Перед педагогами поставлены ЦЕЛИ и определены задачи СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Виды универсальных учебных действий в речевом развитии» размещена в разделах
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей (ст. 64 ФЗ Об образовании в РФ)
ФГОС ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно-деятельностный подход.
Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога-это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.
Требования к педагогам дошкольного образования, направлены на повышение результативности их труда, активности, деловой инициативы, компетентности, наиболее полное использование профессионального, творческого потенциала в работе с детьми и возможных достижений ребенка, с учетом социально-возрастных характеристик, целевых ориентиров таких как:
- инициативность, самостоятельность в различных видах деятельности, способность выбрать себе род занятий;
- ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением, способностью к фантазии, творчеству в игре; творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, в играх со звуками, словами; умеет подчиняться разным правилам, социальным нормам;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям, способен доводить дело до конца;
- ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
- способен к принятию собственных решений.
Данные целевые ориентиры, подробно даны в п. 4.6 ФГОС и выступают основами преемственности дошкольного и начального образования, обеспечения равных возможностей для развития каждого ребенка, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Обращаю ваше внимание на то, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня ДО в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ п. 4.6 ФГОС ДО.
Ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
Для детей на этапе завершения дошкольного образования : 6 – 7 лет: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Важной задачей современного дошкольного образования является формирование ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
УУД - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта (Википедия)
УУД - это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, «умение учиться»
Даны варианты определения УУД. Но для нас важно понять, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться», путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Выделяют 4 блока ПРЕДПОСЫЛК ФОРМИРОВАНИЯ УУД, : (это касается всех 5 обр-х областей)
познавательные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, моделирование)
регулятивные (цель-план-прогноз-контроль-коррекция-оценка);
личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание)
коммуникативные (постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества);
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Формулирование проблемы; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Интеллектуальные умения обработка информации; система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования; обработка, систематизация, обобщение, использование полученной информации.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Умение оценивать результат, осуществлять контроль, за соответствием способа действия с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив.
Организация умения своих дел, умение строить учебно-познавательную деятельность и решение проблем.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания
Умение ребенка с помощью речи дать нравственную оценку происходящим событиям, содержанию усваиваемого материала.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, выполнять разные социальные роли (ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях) – гражданин, дошкольник, пешеход…
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Умение общаться, взаимодействовать с людьми, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
оценка своих и чужих поступков, саморегуляция поведения и эмоционально-волевых действий.
Коммуникативные умения обеспечивают возможности сотрудничества ребенка: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, эффективно сотрудничать с педагогом и сверстниками.
В ФГОС говорится о том, что РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕОБЛАДАЕТ В ОСНОВНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ таких как:
Коммуникативная; Игровая; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора.
Но, вы, как педагоги-практики, прекрасно знаете, что речь проходит красной нитью через все формы организованной и самостоятельной деятельности детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВКЛЮЧАЕТ в себя
владение речью как средством общения и культуры;
обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте П. 2.6 ФГОС ДО
В п. 2.6 ФГОС ДО даны основные направления образовательной области «речевое развитие», прошу вас выделить и назвать основные компоненты речевого развития, над чем мы педагоги должны работать, какие компоненты речи формировать?
КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Вы правильно выделили основные компоненты речевого развития : связная речь; фонетика, звукопроизношение; фонематические процессы, восприятие, анализ и синтез, представления; лексика; грамматика; просодическиская сторона речи, интонационная выразительность речи. Компоненты речевого развития станут предметом разговора на 2 последующих семинарах.
В ФГОС названы ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ (современного) ПЕДАГОГА необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников.
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ)
Наличие высокого профессионального уровня, результативности творческой деятельности
СОЦИАЛЬНАЯ
Способность брать ответственность и принимать решения, взаимодействовать с коллегами, окружающими людьми
ЛИЧНОСТНАЯ
Наличие качеств организованности, работоспособности, психологической совместимости со всеми участниками образовательных отношений
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
Наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности, неповторимости, самобытности педагога в профессиональном поведении и деятельности.
И только компетентный педагог, способный к самосовершенствованию может вовлечь ребенка в процесс познания и научить ребенка учиться.
Ведь не зря гласит мудрость:
РАССКАЖИ МНЕ И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ МНЕ И Я ЗАПОМНЮ.
ВОВЛЕКИ МЕНЯ И Я НАУЧУСЬ…