Екатерина Архипова
Роль педагога в реализации личностного подхода в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога в реализации личностного подхода в образовательном процессе
Заданной в личностно-ориентированном обучении является методология деятельности ученика и учителя, обеспечивающая свободу их индивидуальной творческой самореализации. Само содержание образования создается каждым учеником самостоятельно, на фоне внешней среды, в которую входят учебники, лекции учителя и т. п.
Публикация «Роль педагога в реализации личностного подхода в образовательном процессе» размещена в разделах
В личностно-ориентированной педагогике обучение - это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Социализация ученика следует за его самореализацией.
Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.
Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения. Т. е. использование диалоговых форм в организации урока. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки. Одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы. Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов урока продумать не только содержание учебного материала, по теме, но и модели взаимодействия при его усвоении:
«учитель - ученики (при изучении нового материала,
«ученик - учению) (парная работа при закреплении,
«ученик - микрогруппа учеников» (групповая работа на уроке с заданиями повышенной трудности или проблемного характера,
«ученик - большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания методом беседы,
«ученик - учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником, задачником и др.).
Мир шагнул в XXI век, и практически кардинальным образом изменились содержание, формы и методы обучения, появилось множество новых средств обучения. Все это так, но общество и сейчас придерживается парадигмы обучения, принятой еще в XIX веке: учитель – учебник (система средств обучения) – ученик.
Это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности.
Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса, пока не реализуются на практике в должной мере.
Однако в настоящее время практически все развитые страны мира, в том числе и Российская Федерация, осознали необходимость реформирования систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Это необходимо для того, чтобы выпускники различных учебных заведений, и, прежде всего школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности школьника, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности.
Одна из задач учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к "кладовым", где находятся накопленные человечеством знания, предварительно дав "ключик" от них – индивидуальные и коллективные способы овладения этими сокровищами.
Неотъемлемая часть процесса учения – это сознательное согласие школьника измениться в ходе обучения и воспитания, проходя трудный путь становления личности.
Роль учителя огромна, но своеобразна.
Она заключается в том, что учитель активно влияет на ученика, организует воздействие на него социальной среды.
В арсенале учителя не только его личные способности, знания, умения, но и неизмеримо более важные рычаги воспитания и обучения, например, воздействие других учеников – одноклассников, которое эффективнее в процессе педагогического сотрудничества, чем в системе традиционных отношений педагога и школьников на уроке.