Кучукова Анастасия
Роль педагога в формировании и культуры общения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- В. В. Давыдов.
Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка, при этом готовность к эффективному общению с другими людьми выступает необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Формирование культуры общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.
Публикация «Роль педагога в формировании и культуры общения детей» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На сегодняшний момент резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьёзными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования моральных принципов, нравственной культуры, развития эмоционально-волевой сфера личности. Особая роль в этом отводится дошкольным образовательным учреждениям, в задачи которых входит развитие социальной активности ребёнка, воспитание его культуры общения, высокий уровень которых составляет основные условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.
1. Особенности культуры общения у детей.
Большую роль в развитии детей играет культура речи педагога, так как развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения с взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.
Культура педагогического общения- это способность педагога оптимальным образом достичь предметно-образовательной, общеобразовательной и воспитательной целей обучения в процессе педагогического общения.
Ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.
Культура речевого поведения (в широком смысле) - использование формул речевого поведения во время бесед, разговора с кем-либо, участие в игре.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Культура речевого общения обязывает человека соблюдать определённые нормы, приёмы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть, логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность, ясность (чёткость, понятность.
Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений - к этому должен стремиться воспитатель. К этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая «совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения»
Для достижения необходимого уровня культуры педагогического общения требуется владеть :
1) предметом обучения и методикой его преподавания;
2)Знанием психологических, социальных и других особенностей учащихся и средств воздействия на них;
3)языком, на котором осуществляется обучение, и умениями его применениями в речи различных стилей и при составлении текстов разных жанров (культурой речи);
4)Эффективными приемами речевого воздействия на обучаемых (педагогический риторикой).
2. Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.
Основные нравственные качества, которые отражают культуру общения человека и которые воспитываются у детей с дошкольного возраста это:
1) Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без вежливости невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.
2) Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
3) Предупредительность – необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
4) Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
5) Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений.
В воспитании культуры общения детей педагогу необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: его содержание (то есть информационный обмен, способы речевого и практического взаимодействия (коммуникативные и поведенческие умения) и соответствующие нравственные представления дошкольников о нормах и правилах поведения и общения, нравственных качествах и поступках людей.
В младшей группе дети нуждаются в многократном показе воспитателем способов поведения, напоминании правил, постоянной помощи воспитателя. Педагог широко использует игровые формы : инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактические игры, игровые ситуации, в которых дети упражняются в выполнении правил: например, «учат» зайчика и медвежонка здороваться, говорить «спасибо», бережно обращаться с игрушками и т. п.
В средней группе воспитатель добивается самостоятельности детей
в выполнении известных ранее правил и помогает освоить новые. При этом он также активно обращается к методу показа способов выполнения правил, создает игровые и реальные ситуации, в которых дети накапливают практический опыт культурного поведения и общения.
В старшей группе. Возраст 6–7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей. Психологическими предпосылками воспитания культуры общения в подготовительной группе выступают следующие возрастные особенности усвоение моральных чувств и нравственных представлений; развитие новых форм общения со взрослым и со сверстниками; усвоение норм поведения и общения; развитие коллективного характера деятельности.
Проблема воспитания культуры общения у старших дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность ее очевидна, поскольку именно в культуре общения заложены этические инстанции, нормы и правила общения в социуме, выступающие базой для зарождения индивидуальных вариантов отношения к себе и к другому, основных нравственных качеств личности.
Содержанием работы по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является:
обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,
использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения;
обучение вежливому поведению в общественных местах;
формирование умения не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста вызывает необходимость подбора и внедрения в воспитательный процесс особых педагогических условий.
Воспитание культуры общения происходит в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя стремление к общению, педагог должен поощрять даже самые незначительные попытки поиграть друг с другом.
Воспитанию культуры общения во многом способствует участие детей в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми важно для активации процесса самовоспитания детей, то к педагогическим подходам организации детских игр нужно отнести выбор игры, который в основном зависит от того, каков воспитанник, что ему нужно, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.
Таким образом, специфика дошкольного возраста предполагает выбор таких методов и средств воспитания культуры общения, которые в наибольшей мере соответствуют психологическим и возрастным особенностям дошкольников. Основные методы воспитания культуры общения дошкольников это : различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно - печатные театрализованные, со строительным материалом, подвижные, музыкальные, народные, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций, этическая беседа.
3. Методы и средства воспитания культуры общения.
В настоящее время имеются различные методы воспитания культуры общения воспитанников детского сада. Так, Л. Ф. Островская говорит о том, что в данном процессе педагог может использовать следующие методы:
этические беседы;
прослушивание произведений художественной литературы;
просмотр мультфильмов;
коллективные игры в их многообразии;
создание проблемных ситуаций
М. А. Саморукова, Л. Ф Островская, В. И. Логинова называют следующие методы воспитания культуры общения детей дошкольного возраста: различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно - печатные театрализованные, со строительным материалом, подвижные, музыкальные, народные, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций, этическая беседа.
К средствам воспитания культуры общения можно отнести :
1. Группу художественных средств: изобразительное искусство, художественная литература, кино, музыка и др. – способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых воспитанниками детского сада.
2. Природу, которая способна вызывать у воспитанников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.
3. Собственную деятельно сть детей (труд, игра, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует о сознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Важное место в этом процессе принадлежит играм - сюжетно-ролевым, театрализованным, традиционным народным и др.
4. Окружающую обстановку - социальная среда (близкие взрослые, семья, сверстники, друзья, и др., влияющую на ценностные ориентации детей и активизирует механизм нравственного воспитания.
Заключение:
Культура общения представляет собой сложное и многогранное явление, изучением которого занимаются представители разных наук – психологии, педагогики, лингвистики, философии, социологии, культурологии. Культура общения включает в себя способы взаимодействия людей в соответствии с принятыми социальными нормами, выражаемые прежде всего, через поведение и речь человека. Сущность культуры общения раскрывается в ее функциях, она выполняет аксиологическую, нормативную воспитательную и регулятивную функции. Формирование культуры общения является одной из важных задач воспитания, реализуемое через усвоение родного языка, поскольку речь выступает основой общения.
Культура общения воспитывается, начиная с дошкольного возраста. Это способствует успешной социализации ребёнка на основе культурного взаимодействия с окружающими людьми. Культура общения ребёнка дошкольного возраста предусматривает знания, навыки и умения строить взаимоотношения в соответствии с гуманистическими нормами и выражается через культуру речи, культуру внешнего вида, культуру поведения и психологию взаимоотношений с другими (сверстниками, взрослыми). Первые задатки культуры общения формируются у ребёнка через игру с другими детьми.