Ирина Зенкова
Роль памяти в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний о мире и о себе, овладение нормами поведения, приобретение навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляются в школе. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития детской памяти, включая произвольную, логическую память ребенка, т. е. память, основанную на понимании, специальной умственной обработке материала, для того, чтобы запомнить и воспроизвести его.
Публикация «Роль памяти в развитии ребёнка» размещена в разделах
Развитие способности дошкольников мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, который создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку во время игры ребенок сам стремится научиться тому, что он до сих пор не знает как. Игра - это не просто развлечение, это творческая, вдохновенная работа ребенка, это его жизнь. Во время игры ребенок узнает не только мир вокруг себя, но и себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает родной язык, развивает мышление, память, внимание, воображение.
Игры на развитие слуховой памяти.
Игра «Рассказываем сказку».
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
Ход: 1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.
Упражнение «Игра в цвета»
В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К примеру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.
Упражнение «Такт».
Хлопать в ладоши или стучать молоточком, отбивая такт. Ребенок должен повторить звуковую комбинацию.
Игры на развитие непроизвольного внимания.
Игра «Разведчики»
Ход игры: Дети сидят на стульчиках в ряд. Выбирает-ся водящий-«разведчик». Его Задача в течение 10-15 секунд запомнить, кто, где сидит, порядок детей. Затем разведчик
Игра «Пересказ по кругу»
Цель: развитие слухового запоминания
Ход: Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
Упражнение «Запомни словечко»
Цель – развитие кратковременной памяти.
Ход: Каждый из играющих по очереди называет одно слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.
Упражнение «Запомни словечко»
Цель – развитие кратковременной памяти.
Ход: Каждый из играющих по очереди называет одно слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.
Упражнение «Игра в цвета»
В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К при-
меру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.
Упражнение «Такт».
Хлопать в ладоши или стучать молоточком, отбивая такт. Ребенок должен повторить звуковую комбинацию.
Игры на развитие непроизвольного внимания.
Игра «Хитрая фигура»
Цель: развитие памяти, внимания и мышления.
Материал: счетные палочки
Ход игры: Воспитатель из счетных палочек делает незатейливую фигуру, например, квадрат. Ребенок смотрит несколько секунд и считает количество задействованных палочек. Затем фигура накрывается. Ребенку дается такое же колличество палочек и предлагается сделать свою фигуру. После выполнения задания ребенку предлагается вспомнить и повторить ту фигуру, которая была вначале.
Количество палочек меняется в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-6 штук, постепенно доводя до 12-15
Упражнение: «Винни Пух, Пятачок и Заяц»
Цель – развитие произвольной образной памяти.
Материал: Картинка, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, части тела, у которых перепутаны.
Ход: Показываем ребенку картинку, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, но части тела у них перепутаны. Объяснить ребенку, что художник, рисуя этих персонажей, сделал много ошибок. Ребенку необходимо перечислить все ошибки, которые допустил художник, не глядя на рисунок.
Игры на развитие тактильной памяти.
Игра «Морские узлы».
Ход игры: В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает развитию зрительного пространственного воображения).
Игры на выделение общих признаков
Игра «Чем похожи и чем отличаются»
Ход игры: Ребенок, получивший камешек должен отгадать загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из игроков. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадывающий ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.