Ирина Желонина
Роль музыки в решении оздоровительных задач
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Публикация «Роль музыки в решении оздоровительных задач» размещена в разделах
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу». Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор, Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции. Аристотель пришел к выводу, что музыка способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.
Аль Фараби, музыкотерапевт древнего Хорезма, утверждал, что музыка действует на человека через главный орган его тела – головной мозг. По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца, темперамент, поддерживает нервную систему и ощущения. Эти данные были подтверждены работами академика В. М. Бехтерева.
Под влиянием ритмичной музыки активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы единого эмоционального порыва, чувства сплоченности.
Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. Музыкальное сопровождение возбуждает или успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной. В основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Следует помнить, что способность музыки выражать тончайшие оттенки чувств, влияет на внутренний мир ребенка. Поэтому необходимо тщательно подбирать функциональную музыку, учитывая ее глубинное воздействие на организм ребенка в целом и на эффективность физических упражнений в частности.
Музыка часто звучит в физкультурном зале- это сопровождение зарядки, спортивные танцы.
Применение музыки помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой движений. Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. У любого человека музыкальное сопровождение всегда вызывает непроизвольную моторную реакцию. Музыкальное сопровождение воздействует на психические процессы: темп, ритм, динамика, тембр. В ритме и движении ребенок черпает физическое и эмоциональное наслаждение, а положительные эмоции снижают симптомы утомления и стимулируют внимание, восприятие, воображение, память, мышление.
На субъективность восприятия музыки влияют многие факторы, например:
- психофизиологические особенности ребенка. Дети с сильной нервной системой, с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения предпочитают эмоционально возбуждающую музыку, а со слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов предпочитают лирическую музыку.
- эмоциональная память на то или иное музыкальное произведение.
Под влиянием впечатлений, вызванных музыкальным произведением, раскрываются даже инертные, замкнутые дети. Естественное стремление к движению под музыку следует поддерживать и использовать в процессе коррекционной работы на занятиях.
Музыка организует детей, помогает двигаться дружно, согласованно. Она облегчает выполнение движений, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике, учит передавать музыкальные образы через движение.
Музыка может звучать в аудиозаписи и в «живом» исполнении, что предполагает тесную взаимосвязь руководителя физического воспитания с музыкальным руководителем доу.
При использовании музыки на утренней гимнастике и занятиях физкультуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Образовательные задачи. Музыка на утренней гимнастике и физкультурном занятии способствует совершенствованию двигательных функций детей и влияет на их музыкальное развитие. У ребенка формируется музыкальный вкус, развивается музыкальная память, слух, чувство ритма. Он начинает чувствовать форму произведения, жанр, характер, сильную долю такта, высоту звучания, выполнять ритмический рисунок.
Через имитационные и подражательные движения, выполняемые под музыку, у детей расширяются представления об окружающем мире, формируются умения выразительно выполнять двигательные задания.
Воспитательные задачи. Использование музыки для физических упражнений способствует эстетическому, нравственному и умственному воспитанию. У детей развивается художественный вкус, расширяется кругозор, повышается общая культура поведения. Дети учатся осознанно относиться к своим движениям и уделять внимание собственным мышечным ощущениям. Развивается внимание, умение согласованно действовать в коллективе, воспитывается дисциплина, выдержка, организованность, инициатива. Музыка способствует развитию мышления, воображения находчивости, сообразительности, наблюдательности, самостоятельности.
Оздоровительные задачи. Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно- психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики. Выполняя упражнения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно- двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают легкость и законченность.
При подборе музыкального репертуара я использую принципы доступности, постепенности, повторности.
Принцип доступности: музыкальный репертуар вначале небольшой по объему, а содержание понятно детям. Легко сочетается с движением музыка песен, но следует помнить, что текст песни не должен отвлекать от основного движения. Музыка должна нравиться детям, это и простая, и сложная музыка, особо предпочтительны те произведения, которые вызывают чувство сопереживания, сострадания, затрагивающая жизненные проблемы. Музыка для физкультуры отличается энергией, ритмикой, напористыми акцентами. Важно использовать произведения с красивой мелодией, с ярко выраженным ритмом.
Принцип постепенности: упражнения и музыкальный репертуар выстраиваются «от простого к сложному» с учетом возраста ребенка, его умений и навыков. Материал вначале простой. Одночастные музыкальные произведения с четким ритмом, темпом, динамикой. Постепенное усложнение музыкально- двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с развернутым содержанием – 2х-3хчастная форма. Используется и классическая музыка. Она становится доступной, если обратить внимание на основные жанровые эпизоды- песню, танец, марш, встречающиеся в ней.
Это вальсы Шуберта, Штрауса, танцы Грига, прелюдии Шопена. Вокальную музыку следует использовать с осторожностью, чтобы не уйти от содержания движения. Без слов или на иностранном языке.
Для активизации связи музыки с движением необходимо правильно использовать принцип повторности. Многократное повторение движения и музыки помогает успешному физическому развитию, так как мелодия запоминается в сочетании с упражнением и подсказывает не только характер выполнения но и последовательность элементов движения.
Примеры музыки для различных физических упражнений:
Марши: Богословского, Дунаевского, Прокофьева, Витлина, имеющие четко выраженный четырехдольный метр
Мелкий шаг: «Марш деревянных солдатиков» Чайковского, «Физкульт-ура» Чичкова.
Широкий шаг- народная музыка
Прыжки: полька, галоп, «Веселый крестьянин» Шумана, «Смелый наездник» Шумана
Необходимо учитывать динамику музыки. В движении силе звучания музыки могут соответствовать напряжение на громкую, и расслабление на тихую музыку. Амплитуда движений (на форте- большая, на пиано- малая)
Разнообразие темпа в музыке используется для совершенствования способности управлять скоростью движения. Чем быстрее темп- тем громче музыка.
При изменении ритмического рисунка в одном произведении физическое движение меняется: четвертные длительности- движения для крупных мышц, восьмые или шестнадцатые – для развития мелкой моторики. С помощью ритмического рисунка мелодии воспитывается умение произвольно придавать движению временную протяженность. Согласованность двигательного действия и музыкального сопровождения по темпу и ритму способствует обогащению координационных возможностей ребенка, развивает двигательную память. Регистровые различия чаще используются при имитации движений животных: птички, зайцы, медведи.
Таким образом музыка помогает осуществлять решение оздоровительных задач.