Хребет Лариса Станиславовна
Роль музыки в патриотическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования. целостной личности ребёнка. В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребёнка. Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине, нашей славной армии, своему на-роду, родному городу, родной природе.
Музыкальное искусство – впечатляющее средство воспитания на-циональных чувств ребёнка, которые впоследствии перерастают в интернациональные. Национальное своеобразие отражает социально-исторические условия народа, характер его общества, его быта и традиций. Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной осно-ве, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг берёзки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие на-циональные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.
Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребёнка. Исполняются произведения различного настроения, меняют-ся виды деятельности, чередуются учебные задания. При движении дет-ского коллектива во время игры или других занятий каждый ребёнок должен соблюдать определённый порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Всё это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, т. е. создаёт условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка. Деятельность детей, свя-занная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе с тем она активизирует умственное развитие ребёнка. Музыка имеет познавательное значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях.
Все вышесказанное помогает мне в воспитании патриотизма, гражданственности ребят нашего дошкольного учреждения. Перед тем, как познакомить детей старших групп с гимном России, провожу беседу о том, в каких случаях он исполняется, кто его исполняет, какие чувства вы-зывает у них эта музыка. Дети знакомятся с гербом России, государственным флагом. Чувство гордости появляется у них за свою страну, свой на-род, когда они видят флаг России, и при этом исполняется государственный гимн нашей страны. Музыкальные впечатления детей обогащаются на праздниках, концертах, развлечениях. На торжественных дети входят в зал под праздничные марши в исполнении духовых оркестров в грамзаписи. Исполнение патриотических песен воспитателями нашего детского са-да на утреннике, посвященном Дню победы, оставило глубокий след в душе детей. На праздник приглашены были гости, участники Великой Отечественной войны. Ребята читали стихи, пели песни, танцевали, игра-ли. Оформление музыкального зала сыграло большую роль в настроении детей. Яркий салют на центральной стене понравился всем.
В день Защитника Отечества к нам в гости приходили солдаты из соседней воинской части. Воины рассказывали о своей службе, о повседневных трудностях, радостях службы в рядах Российской армии. Ребята рассматривали форму, задавали вопросы. Солдаты смотрели, как ребята детского сада умеют маршировать, перестраиваться, петь, играть. Сами участвовали в играх: перетягивание каната, кто быстрее передаст донесение.
Конечно, не только утренники помогают воспитывать патриотизм и гражданственность у детей. Это большая работа на музыкальных занятиях. Ребенок приходит на музыкальные занятия с радостью, ждет их, делится дома своими впечатлениями, играет, изображает то, что на них происходит. Родители часто рассказывают мне, как в семье ребенок под-ражает музыкальному руководителю, копирует даже манеру говорить и двигаться. На занятиях стараюсь не только научить детей правильно петь, двигаться, играть, но и развиваю у них умение эмоционально откликаться на музыку, творчески подходить к исполнению заданий, действовать активно, инициативно.
Углубленно работая над развитием музыкальных способностей де-тей нашего дошкольного учреждения, я стараюсь формировать и развивать их путём слушания музыки, занимаясь с детьми музыкальным движением, пением, организацией оркестра, игрой по слуху, организую музыкальные игры-драматизации. Все свои музыкальные достижения ребя-та показывают на праздниках, развлечениях, игровых занятиях, комплексных занятиях, в которые ввожу элементы игрового экспериментирования, творческие композиции. В ходе работы я приобщаю детей к мировой и национальной культуре, прививаю любовь к классической музыке. Очень нравится детям заниматься в театральной студии, в музыкальном кружке "Колокольчик". Главным критерием качества своей работы я считаю воз-растающий уровень музыкального развития детей и их отношения к му-зыке и музыкальным занятиям. Этот уровень я выявляю путём индивидуальных диагностических обследований детей (не реже одного раза в год) и наблюдаю за ними на занятиях.
Уже в ясельной группе слежу за тем, чтобы движения детей в иг-рах и плясках всегда были осмысленными и отвечали музыке. Каждое движение должно возбуждать в детях чувства и мысли, созвучные музыкальным образам и содержанию игры (пляски); стараюсь не допускать механического выполнения ими движений.
Постепенно в средней и старших группах требования к вырази-тельности движений повышаю и уточняю. Возрастающий музыкальный опыт детей требует все более детального и четкого отражения в их движениях содержания и особенностей музыки. Для этого воспитываю и развиваю движения детей. Показывая детям незнакомое движение, выполняю его правильно, выразительно, ярко, чтобы донести до детей характер и смысл движения и музыки. Словесные пояснения, стараюсь проводить кратко, образно и четко. Основной задачей при обучении русской народ-ной пляске – познакомить детей с характером ее движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Ха-рактерная осанка для русской пляски близка к нормальной хорошей осанке детей: голова приподнята, плечи отведены назад, корпус прямой; фигу-ра кажется "выше ростом". Ребятам интересно смотреть как эти элементы выполняю я, если танец парный, то вместе с воспитателем или с ребенком у которого этот элемент получается.
В моей работе по ознакомлению с народными танцами, играми большую помощь оказывают воспитатели. Проводятся беседы о народном быте, жизни, художественных промыслах русского народа, жителях на-шего края. В нашем детском учреждении проводятся выставки по рукоделию, действует мини музей. Где детям в доступной форме рассказывается как жили люди в деревне, показывается домашняя утварь, куклы изготовленные руками воспитателей и родителей.
Свои успехи дети показывают на встречах с родителями, ребятами детского сада. В летних праздниках: " Веселое лето", "В хороводе были мы", "Играй дуда" – дети водили хороводы, пели народные песни. Хоте-лось бы конечно приобрести народные инструменты, научить ребят иг-рать на них, услышать их звук. В этом учебном году планирую больше познакомить ребят с народными праздниками. С масленицей дети знакомы. Интересно им будет узнать о том, как празднуют приход весны наро-ды севера, с весенними праздниками горцев, как празднуют " Навруз", праздник тюльпанов.
Знакомство с инструментами провожу на музыкальных занятиях, вечерах отдыха, индивидуально и подгруппами. Дети знакомятся не толь-ко с теми инструментами, которые есть в детском саду, но и по картин-кам. Нравится им делать шумовые инструменты своими руками.