Натали Носова
Роль музеев в дошкольных учереждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музеев как социокультурного института общества
в патриотическом и гражданском воспитании личности
дошкольника
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики.
Музейная технология – это одни из методов проектной деятельности, которая включена в
структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного
образования. Так в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид
Публикация «Роль музеев в дошкольных учереждениях» размещена в разделах
деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7
лет, а ее элементы, какие как, продуктивная деятельность, исследовательская
деятельность, презентация результатов, включены в программные задачи и для детей
младшего возраста
Почему мы решили работать по этой технологии? Потому что Музейная педагогика
помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает
наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного
учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании
системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному,
природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному,
творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей — результат общения,
совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать
отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего
дошкольного учреждения.
1 Мини-музей в детском саду
Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика
экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши
дети бывают в музее? Скорее всего большая часть воспитанников детских садов ни разу
не были в музее. Во-первых, не во всех уголках нашей страны есть музеи. Во-вторых,
многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-
третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Именно поэтому в отдалённых дошкольных учреждениях решили создавать собственные
музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую
популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих
дошкольных учреждений.
Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются
информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное
выделение условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно
связаны межу собой либо пересекаются в каких-либо аспектах.
Цели мини-музея :
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представлния о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Задачи:
1. Формирование проектно-исследвательских умений и навыков.
2. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
3. Развитие творческого и логического мышления и воображения.
4. Формирование активной жизненной позиции
. Личностные качества:
•проявляет уважительное отношение к народу и истории страны.
•возникновение желания в будущем стать защитником отечества.
Интеллектуальные качества:
•Способен проявлять любознательность и активность в процессе ознакомления с
народными традициями, культурой, армией России.
•Способен действовать с подсказками педагога в процессе создания рисунка.
Физические качества
•владеет навыками коллективной работы с конструктором.
•умеет использовать атрибуты, строительный материал.
•проявляет ручную ловкость в процессе лепке, аппликации.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Дети
1 Беседа «Знакомство с историей появления праздника двадцать третье февраля».
2 Чтение былин «Илья Муромец».
3 Разгадывание загадок по теме.
4.«Русские национальные праздники».
5 «Казаки кто они?».
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных
помещений. Для расположения мини-музеев могут использоваться различные части
групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. В нашем
детском саду два постоянно существующих мини-музея «Русская изба» и «Музей боевой
славы»
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому мы называем их «мини-музеями». Часть слова
«мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и
размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и
родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в
обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать
ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать
каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В
обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый
мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Благодаря продолжительности проекта, в течение которого создаётся и существует мини-
музей, дети получают возможность реализации различных действий, раскрывающих
выбранное содержание. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в
различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребности в
этом. Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет
заниматься в рамках проекта.
Использование мини-музея в игровой деятельности детей
При создании и использовании мини-музеев мы не забывали о том, что ведущей
деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные
ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками,
приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в
детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а
значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные
ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая
фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи,
формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность
играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-
ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т. д. В процессе
работы с детьми в мини-музеях мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд
известных игр, а также разрабатывали собственные.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и
привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий,
для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой
предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом
экскурсии проводили сами ребята, стараясь в меру своих возможностей обратить
внимание посетителей на те или иные предметы.
Результатами проведенной работы являются:
1 У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, региональной
культуры, основ здорового образа жизни, детской литературы, окружающего мира.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
3 Расширились знания о традициях русского народа, подвиге героев Великой
Отечественной Войны.
4 Бережно относятся к экспонатам мини-музеев, атрибутам предметно-развивающей
среды группы, предметам быта, произведениям народного творчества.
5 Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают
участие в проведении праздников (в том числе и народных, в изготовлении атрибутов для
мини-музеев.
Таким образом, экспозиции мини-музеев позволяют вести разноплановую работу с
детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов
непосредственно образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, что
позволяет полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.