Надежда Николаева
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических качеств
«Роль музейной педагогики в воспитании
гражданско-патриотических качеств»
Актуальность
Реализация системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков). В основе педагогического процесса лежит воспитание гражданско - патриотических качеств у старших дошкольников через музейную педагогику.
Публикация «Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических качеств» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Музейная педагогика – интеграция музеев равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два важных фактора. Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Постановка проблемы
Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2011-2015», принятая 05.10.2010 года ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам гражданско - патриотического воспитания детей.
Назначение мини - музея – воспитание гражданско – патриотических качеств дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Мини-музей «Жили - были» создавался для приобщения детей к русскому народному творчеству. Сотрудники и родители воспитанников не только по крупицам собирают экспонаты для музея - старинные вещи из деревенских домов, но и многое изготавливают своими руками. Здесь можно увидеть русские костюмы, печь – мазанку, стол с самоваром и баранками.
Результаты
Таким образом, практика использования методической разработки доказала свою эффективность. У детей определяется потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Занятия, посвященные знакомству с мини - музеем, педагоги проводят со всеми детьми, разрабатывая занятия с учетом каждой возрастной группы. В план занятий входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными.
Сколько радости приносит детям посещение «Жили-были» во время проведения досугов! Такие занятия побуждают ребенка активно, творчески мыслить. Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи ребенка. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать свои мысли и предположения, поделиться впечатлениями с родителями.
Вывод
Новизна данной методической разработки заключается в том, что она формирует у детей чувства национальной гордости, гражданского достоинства через игровую деятельность, праздники, развлечения. Планирование разработки предусмотрено не только гражданско - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, но и формирование толерантности, симпатии и уважения к другим народам, их праздникам и традициям.
Педагогами Детского сада разработано планирование по гражданско — патриотическому воспитанию детей : День поселка, День образования Самарской области, проекты гражданско - патриотической направленности, сценарии фольклорных детских праздников и др.
Проводятся открытые занятия, совместные праздники с родителями и развлечения.