Вероника Крылосова
Обобщение опыта работы «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Делюсь с вами опытом по данной теме :
«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Цель:
Публикация «Обобщение опыта работы „Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Приобщение детей к праздничной культуре русского народа - традициям, обрядам, литературному изобразительному музыкальному наследию.
Задачи
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками
• Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества
• Развивать фантазию, творческие способности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством
• Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность речи, фонематический слух.
Развивающие:
• Формировать активный познавательный интерес к традициям и праздничной культуре русского народа
Воспитательные:
• Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Для воспитания у дошкольников чувства патриотизма я использовала понятие о том, что семья – это сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.
Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями.
Интересно проходила работа по ознакомлению детей с родословной их семей с целью:
- расширения представлений о том, что такое семья
- усвоения детьми родственных отношений, терминов родства
- усвоения правил общения и поведения с родными.
Для воспитания у дошкольников чувства патриотизма
Я использовала понятие о том, что семья – это сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.
Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями.
Интересно проходила работа по ознакомлению детей с родословной их семей с целью:
- расширения представлений о том, что такое семья
- усвоения детьми родственных отношений, терминов родства
- усвоения правил общения и поведения с родными.
Праздник - это день, который наполнен радостью, весельем. Академик
Ю. Г. Круглов говорил, что праздники связаны не только с ритмом жизни,
но и с традицией, обычаями, обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора,
а повтор - это уже традиция, обычай, средством выражения которых являются обряд, обрядовые действия. Праздник - радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем глубокий след в их памяти.
Решая задачу развития фантазии, творческих способностей дошкольников, давала понятие, что источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
Знакомила детей с сестрицами-матрё шками: «мал- мала меньше, чем
не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная да нарядная». Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, о том,
что это народная игрушка. Знания использовались для декоративной росписи плоскостных матрёшек, из детских работ составлена сувенирная книга «Моя матрёшка.
С помощью родителей организовала в группе мини - музей «Русская изба».
Задача музея - как хранителя предметов культурного наследия - развитие
интереса детей к экспонатам, историческому прошлому родного народа. Музейный предмет даёт богатую пищу для раздумий и размышлений. Посещения мини-музея «Русская изба» посвящала ознакомлению с предметам русского быта, их названиями, способами действий с ними.
Неотъемлемой частью русской культуры являются русские народные календарно-обрядовые праздники. Ценность обрядовых праздников заключается в том, что с их помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, а также их мудрость и простота помогают донести высокие нравственные идеалы. Проводим развлечения «Новый год - Коляда»,
«Играем Масленицу», «Дружно мы весну встречаем», «Праздник Пасхи
и Весны.
Дети с удовольствием готовились к праздникам : расписывали пасхальные яйца, рисовали с натуры веточки вербы, готовили поздравительные рождественские и пасхальные открытки, изображали солнце и солнечные дни, рассматривали лаковые миниатюры палехских мастеров с сюжетами зимних народных праздников.
игры. В наши дни они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Весело и задорно мы играем в народные игры «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки» .
Определив для себя задачу ознакомления детей с народным творчеством,
я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик
к этому интерес детей. Свидетельством тому служили детские вопросы:
«После праздника будет чаепитие?» так как дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное, дети усвоили правила гостей.
В заключение хотелось бы сказать, что праздничная культура способствует приобщению детей к национальной культуре своего народа. Эта особенно актуальная задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного наследия, приобщения детей к праздничной культуре русского народа.
Результатом совместной деятельности педагога, детей и родителей считаю:
- создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания;
- построение богатой развивающей среды;
- социальное партнерство с родителями (активное участие в жизни детей в детском саду
и, очень хочется надеяться, что и дома);
- устойчивые представления детей о русском быте, праздниках (названия элементов
русского костюма, посуды, предметов прикладного искусства, эмоциональная отзывчивость на фольклорные произведения, активное использование знаний о русской культуре при создании ролевого образа в свободной творческой деятельности.