Татьяна Фунт
Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский
Публикация «Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Актуальность:Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Работая в коррекционном ДОУ, я в своей работе большое внимание уделяю работе с детьми по развитию мелкой работе, мои воспитанники постоянно изучает, постигает окружающий мир, а ведь основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Моя роль помочь детям в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, это помогает сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры, повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр
Пальчиковый театр
Помогает развивать речь;
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Развивает внимание, память, мышление, воображение;Снимает тревожность;Повышает работоспособность головного мозга.
Игры с вкладышами, конструктором, развивающие игры
Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы.
Игры с пуговицами
Перетирание пуговиц между ладонями;Пересыпание из ладошки в ладошку;Выкладывание изображения по контуру;Поиск больших, квадратных, гладких и пр. пуговиц;Пересыпание пуговиц в прорезь в банке.
Игры с прищепками
Прикрепление прищепок по длине, краю предмета;Развешивание разноцветных платочков после стирки
Игры с счётными палочками
Игры с пробками от бутылок, с крупными бусинами
Выкладывание пробками изображения по контуру; Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах;Выстраивание башни; Нанизывание крупных бусин на леску; Перетирание, перекатывание между ладонями; Вдавливание в пластилин.
Игры с песком и водой
Погружение рук в песок; Просеивание между ладонями, пальцами; Перебираем, пересыпаем, рисуем; Мочим губку одной рукой и выжимаем другой…
Игры с конструктором Лего.
Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.
Рисование,аппликация, лепка
Рисование пальчиками, всей ладошкой, методом тычка; печать листьями; монотипия; рисование солью, пластилином, параллоном, а так же аппликация и лепка способствует развитию мелкой моторики.
Определи на ощупь
нахождение знакомых предметов на ощупь;
нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу;
нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога;
определение фактуры материала при прикосновении;
определение предмета по контуру;
определение величины знакомых игрушек на ощупь.
«Чудесный мешочек»
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
«Найди пару»
«Отгадай цифру» (букву)
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ. Упражнения с речевым сопровождением
-поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
-разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк; -растирать пальчики спиралевидными движениями. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Хочу заметить, что все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту!