Яна
Роль малых форм фольклора в социально — нравственном воспитании ребенка младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Малые формы фольклора - это небольшие по объёму произведения
устного словесного и музыкального народного творчества.
Например ( упражнение для педагогов: опр-ть форму фольклора) :
1. Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
(пестушка)
2. Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька)
Попили, поели, ш-у-у-у. и т. д.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
(потешка)
3. Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
(прибаутка)
4. Хлеб-всему голова.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Семеро одного не ждут.
Сытый голодному не товарищ.
(пословицы)
5. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
(закличка)
6. Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля и т. д.
(считалка)
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка. С помощью народных песенок, потешек, поговорок можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам.
Например:
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.
В народном творчестве сказка, вероятно самое большое чудо. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, но вместе с тем вымысел несет идею: добро и зло ведут постоянную борьбу.
Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения:
Например (упр. для педагогов: объяснить смысл пословиц)
«век живи, век учись»
«жить — родине служить»
«не красна жизнь днями, а красна делами».
Загадка- одна из форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой форме, даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений.
Например (упр. для педагогов: отгадать загадки) :
В синем небе светляки,
Не дотянешь к ним руки,
А один большой светляк,
Изогнулся, как червяк.
На раскрашенных страницах
Много праздников хранится.
Ожидаемые результаты:
Интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Для решения поставленных задач нам необходимо:
подобрать фольклорный материал, соответствующий возрасту детей;
составить картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;
подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями
создать развивающую среду: подобрать соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал.
Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.