Татьяна Коносова
Роль литературных произведений и фольклора в системе социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
Публикация «Роль литературных произведений и фольклора в системе социализации дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Социализация - результат адаптации, приспособления личности к групповым нормам в процессе социального взаимодействия людей.
Социализацию можно условно разделить на несколько основных направлений:
• Гендерная (Полоролевая идентификация личности «Дед и баба»)
• Коммуникативная (Взаимодействие с окружающими «Колобок»)
• Социальная (Я и общество «Репка»)
Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития
В рамках эксперимента по развитию навыков сюжетно- ролевой игры у детей раннего возраста, мною была написана программа рабочее название: «Здравствуй, кто пришёл?» Программа рассчитана на 18 игровых занятий и направлена на постепенный переход от предметной игры к сюжетно- ролевой.
Основной парадокс при переходе от предметной игры к ролевой заключается в том, что непосредственно в предметном окружении детей в момент этого перехода существенного изменения может и не произойти. У ребенка были и остались все те же игрушки - куклы, автомобильчики, кубики, мисочки и т. п. Более того, и в самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Все эти предметы и действия с ними включены теперь в новую эмоционально-привлекательную деятельность. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого.
К этому следует добавить еще одну особенность ролевой игры, которая недостаточно оценивалась. Ведь ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком.
Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение.
Содержание ролей, главным образом сосредоточено вокруг норм отношений между людьми, т. е. ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди взрослых людей, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка
Народная сказка, особенно в раннем возрасте, позволяет осуществлять процесс воспитания дошкольников более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают показать:
• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Программа подразумевает активное взаимодействие психолога и воспитателя группы раннего возраста. Перед игровым занятием, посвящённым определённой сказке, воспитатель несколько раз читает эту сказку детям, а в процессе игры обсуждаются и проигрываются ситуации, сцены этой сказки.
Например, занятие «Теремок», где отрабатываются навыки вежливого и конструктивного общения
Как правильно поздороваться, как правильно представится – рассказать о себе окружающим. Как правильно принять гостя в свой дом. Каждый ребёнок по очереди становится или гостем, или хозяином теремка.
В ходе занятия «Три Медведя» детьми обсуждается и проигрывается семейные ролевые отношения: Роль отца, Михайлы Ивановича, как самого сильного и умного, роль матери, Настасьи Петровны - заботливой и трудолюбивой, Роль Мишутки сына, уважающего своих родителей и не перебивающего их. В нескольких упражнениях раскрываем основные обязанности - отец приносит в дом еду –упражнение «Мишка косолапый по лесу идёт». Мама варит еду – пальчиковая гимнастика «Варись, варись кашка». Мишутка помогает маме перебирать орехи, фасоль, рис – игра «Сортировка».
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям ("Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".
В старших группах процесс социализации помогает программа «Школа доброты» Целью программы является формирование эмпатии у детей и профилактика агрессивности в детском возрасте
С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатииного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объектом. По мере становления второго компонента эмпатииного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. На основе таких двух компонентов эмпатииного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.
Для формирования эмпатийного поведения ребенку необходимо воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков.
Осознать ценность конструктивного взаимодействия и обсудить различные жизненные ситуации дошкольникам помогают отрывки из различных литературных произведений, включенные в ход каждого занятия.
Тема «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» читаем и обсуждаем рассказ Л. Толстого «Косточка». Причины поступка мальчика, его чувства и переживания, способы решения проблемной ситуации. Русская литература даёт нам огромный материал для освоения и закрепления дошкольниками моральных и этических норм социума.
На занятии «Ссоры братев и сестёр» мы с детьми стараемся поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям. Читаем рассказ Э. Шима «Брат и младшая сестра». После прочтения детям задаются проблемные вопросы:
—Как маленькой девочке удалось насобирать ягод больше, чем ее старшему брату?
—Почему старший брат каждый раз, собирая в лесу ягоды, старался помочь своей младшей сестре?
—Вы хотели бы иметь такого старшего брата? Почему?
После обсуждения разыгрывается проблемная ситуация: «Брат и сестра ссорятся из-за игрушки» и «Брат и сестра помогают друг другу». Сравниваем какие лица были у детей в противоположных ситуациях, какие эмоции испытывали зрители и участники инсценировок.
На занятии «Как помочь больному другу?» моей целью было
закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем товарище.
Читаем рассказ А. Митта «Шар в окне».
Обсуждая рассказ, задаё м вопросы:
—Что можно сказать о детях, которые принесли шарик?
—Приятно ли было Коле, что друзья не забыли о нем?
—Какие чувства вызывает у вас этот рассказ?
—Были ли у вас ситуации, когда вы помогали в чем-то или чем-то своим друзьям? Расскажите о них
Обычно, очень сложно ребёнку понять, как можно поддержать друга, тем более больного. Эгоцентризм в большинстве случаев мешает понять чужую боль. Дети чаще сами ждут сочувствия от других, но не умеют, в большинстве случаев правильно его выразить и предложить свою помощь
Рассказы Л. Толстого, В Осеевой, Э. Шима, стихи Е. Благининой, А. Барто, Н. Калининой и многих других, при грамотном и вдумчивом их прочтении и обсуждении становятся важными инструментами в процессе социализации дошкольников.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.