Елена Алексеевна Федорченко
Роль куклы в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Куклы существуют столько, сколько само человечество. В разное время они выполняли разные функции: религиозные, художественные, игровые и т. д. При этом, как предмет игровой деятельности, они стали использоваться ещё в доисторические времена, но лишь после того, как перестали быть изображениями различных божеств.
Кукла – обобщённое подобие человека, выполненное из различных материалов. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с ней, возится как с младенцем, или замещать ею товарища для игр.
Публикация «Роль куклы в развитии ребенка» размещена в разделах
Так ли просты эти игрушки? Только ли они для развлечения и игры?Куклы выполняют зачастую незаметную,но очень важную роль в развитию ребенка в процессе становления его личности. Очень ошибаются те,кто лишает этой возможности мальчика. Маленькие дети,играя с куклой,подражают действиям взрослых. Они также купают куклу,как купают их самих же,так же одевают. Происходит отработка простейших,но таких необходимых в жизни,жизненных навыков.
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?
Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
Использование куклы позволяет объединить игру мальчиков и девочек. Такие темы, как «Семья», «Детский сад», «Школа», «Путешествие», «Больница», «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Кино», «Служба спасения» и т. д., будут интересны всем детям разного возраста, и в них можно играть как коллективно, так и индивидуально, поскольку кукла способна заменить партнера по игре.
Для каждого вида игры нужны свои куклы. Так, для игры в «Дочки-матери» подойдут куклы-младенцы, соразмерные руке и силам ребенка, которых можно пеленать, переодевать, купать. Игре в «Семью» соответствуют куклы, отображающие детей в разном возрасте — младенца, малыша, ровесника. Каждая кукла должна иметь свой характер — веселый, озорной, лиричный.
Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?
Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой : ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.
Мы в своей группе очень часть в наших играх и занятиях используем кукол. На одном из занятий, мы купали куклы. Вот несколько фотографий с нашего заним
ательного занятия