Приложение МААМ

Роль книжной иллюстрации в развитии ребенка дошкольного возраста

Евгения Елизарова
Роль книжной иллюстрации в развитии ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль книжной иллюстрации

в развитии ребенка дошкольного возраста.

Начиная с раннего детства книга является одним из первых произведением искусства, с которым знакомится ребенок. Огромное значение на становление внутреннего мира ребенка имеет общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Публикация «Роль книжной иллюстрации в развитии ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно поэтому, книга является проводником в мир детской литературы, благодаря которым строчки, еще непонятные маленькому читателю, обретают яркие и волшебные образы.

Книга – особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Особенно в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, ребенку помогает иллюстрация сказочных произведений. Иллюстрация сказки способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в мир сказки, почувствовать её, познакомиться и подружиться с населяющими её персонажами, полюбить их.

Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует сказка. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.

В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета.

Знакомство детей с художниками иллюстраторами сказочных произведений позволяет решать задачи нравственного, эстетического воспитания, и патриотического, а также способствует эмоциональному и умственному развитию детей.

Во - первых, рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное отношение к ней, как к произведению искусства.

Во - вторых, высокохудожественные иллюстрации способствуют формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит, и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.

В - третьих, эта тема даёт огромные возможности в развитии речи детей : составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных состояний, обогащение словарного запаса.

В - четвёртых, работа с книгой позволяет использовать специальные упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.

В - пятых, знакомство с творческой манерой художников - иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность совершенствовать их изобразительные навыки.

Встреча с хорошо иллюстрированной книгой приносит радость общения, способствует формированию интереса и любви к ней.

Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения текста произведения. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и её содержанию.

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства.

Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р. И. Жуковская, В. А. Езикеева, Р. И. Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребёнка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста.

Для маленького ребёнка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребёнок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребёнка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребёнка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребёнка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация : для понимания наиболее трудных моментов текста ребёнок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нём те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

Говоря об иллюстрации, важно также отметить, что её доступность дошкольникам обусловлена общностью с детским рисунком по ряду аспектов. А именно, ей характерна конкретность, предметность рисунка, эмоциональность изображения, достигаемая цветом, динамикой, формообразованием, простое пространственное построение композиции, её цельность и чёткость, умелое выделение в иллюстрации самого главного.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что книжная иллюстрация особенно важна для детей дошкольного возраста. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и её содержанию.

Эстетическая функция иллюстрации обусловлена её ценностью как самостоятельного произведения искусства и является основополагающей.

Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации может быть признано полноценным, в котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов.

Список использованной литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008.

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004.

3. Гурович Л. М. Ребенок и книга : Книга для воспитателя детского сада.

М. : Просвещение, 2002.

4. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль книжной иллюстрации в развитии ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 04:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль книжной иллюстрации в развитии ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Елизарова (УИ 3020974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД