Евгения Елизарова
Роль книжной иллюстрации в развитии ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать
Роль книжной иллюстрации
в развитии ребенка дошкольного возраста.
Начиная с раннего детства книга является одним из первых произведением искусства, с которым знакомится ребенок. Огромное значение на становление внутреннего мира ребенка имеет общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Публикация «Роль книжной иллюстрации в развитии ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно поэтому, книга является проводником в мир детской литературы, благодаря которым строчки, еще непонятные маленькому читателю, обретают яркие и волшебные образы.
Книга – особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.
Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.
Особенно в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, ребенку помогает иллюстрация сказочных произведений. Иллюстрация сказки способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в мир сказки, почувствовать её, познакомиться и подружиться с населяющими её персонажами, полюбить их.
Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует сказка. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.
Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета.
Знакомство детей с художниками иллюстраторами сказочных произведений позволяет решать задачи нравственного, эстетического воспитания, и патриотического, а также способствует эмоциональному и умственному развитию детей.
Во - первых, рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное отношение к ней, как к произведению искусства.
Во - вторых, высокохудожественные иллюстрации способствуют формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит, и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.
В - третьих, эта тема даёт огромные возможности в развитии речи детей : составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных состояний, обогащение словарного запаса.
В - четвёртых, работа с книгой позволяет использовать специальные упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.
В - пятых, знакомство с творческой манерой художников - иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность совершенствовать их изобразительные навыки.
Встреча с хорошо иллюстрированной книгой приносит радость общения, способствует формированию интереса и любви к ней.
Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения текста произведения. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и её содержанию.
Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства.
Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р. И. Жуковская, В. А. Езикеева, Р. И. Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребёнка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста.
Для маленького ребёнка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребёнок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребёнка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребёнка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребёнка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация : для понимания наиболее трудных моментов текста ребёнок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нём те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
Говоря об иллюстрации, важно также отметить, что её доступность дошкольникам обусловлена общностью с детским рисунком по ряду аспектов. А именно, ей характерна конкретность, предметность рисунка, эмоциональность изображения, достигаемая цветом, динамикой, формообразованием, простое пространственное построение композиции, её цельность и чёткость, умелое выделение в иллюстрации самого главного.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что книжная иллюстрация особенно важна для детей дошкольного возраста. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и её содержанию.
Эстетическая функция иллюстрации обусловлена её ценностью как самостоятельного произведения искусства и является основополагающей.
Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации может быть признано полноценным, в котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004.
3. Гурович Л. М. Ребенок и книга : Книга для воспитателя детского сада.
М. : Просвещение, 2002.
4. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999.